Профицит СМЕНИЛСЯ ДЕФИЦИТОМ?
По информации INFOLine, особенно остро сегодня в отрасли ощущается нехватка специализированных цистерн для перевозок химических грузов и кислот, а также окатыше возов. Эксперты прогнозируют, что дефицит вагонов- цистерн в этом и в последующих годах будет только расти, поэтому объемы перевозок в танк-контейнерах продолжат увеличиваться. Напомним, что, по различным оценкам, порядка 70% вагонов-цистерн в России находятся на грани выработки своего технического ресурса. Однако, по мнению заместителя генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислава Золотарёва, в целом дефицита специализированных вагонов на рынке пока нет. «Да, они активно списываются, но по большинству типов вагонов все еще существует профицит. Сегодняшние излишки связаны с падением грузовой базы», - комментирует эксперт.
Тем не менее, по словам С. Золотарева, по мелкосерийным вагонам дефицит может появиться. Однако Минтранс учел возможную проблему с нехваткой специализированного парка и некоторые виды подвижного состава разрешил эксплуатировать на сети железных дорог после модернизации и в текущем году. «В соответствии с перевозимой грузовой базой в будущем возможен дефицит парка рефрижераторов. Однако пока регулирующие органы не определятся, какой им нужен подвижной состав, не создадут отдельную программу по финансированию проектирования и постройки вагонов, ситуация может быть близка к критической», - сетует С. Золотарев.
Нехватка вагонов-цистерн подстегнула рынок присмотреться к относительно новому продукту - танк-контейнерам. По данным Международной танк-контейнерной ассоциации (ITCO), в мире их насчитывается порядка 400 тыс. ед. различных модификаций. В России - около 10 тыс. ед. Средний прирост объема перевозок в Европе составляет 10-12% в год. Россия и Восточная Европа только развивают этот рынок перевозок. Стремительный рост в данном сегменте начался в 2010 году, и к концу 2015-го объем грузов, перевозимых в контейнерах-цистернах, уже превышал 3 млн т. А в танк-контейнерах на железнодорожном транспорте по итогам прошлого года перевезено 1,3 млн т.
Новые возможности для РАЗЛИЧНЫХ НОМЕНКЛАТУР.
По наблюдениям исполнительного директора Центра экспертизы и производства Никиты Битюцкого, одним из стимулов для перехода операторов со специализированных вагонов-цистерн на танк-контейнеры являются постоянно меняющиеся правила игры на железных дорогах России. «Это не позволяет сформировать прозрачную бизнес-модель по транспортировке химических грузов. Кроме того, парк специализированных вагонов-цистерн постепенно сокращается из-за окончания срока службы и при этом практически не восполняется. Это обусловлено как снижением объемов перевозки химических грузов в 2016 году в целом, так и высокой стоимостью новых инновационных вагонов-цистерн для химических грузов», - комментирует эксперт. Несмотря на естественную ограниченность номенклатуры грузов, которые могут доставляться в контейнерах, в России уже сейчас это делается по целому ряду насыпных и навалочных грузов. Это стало возможным благодаря применению новых технологий погрузки. Например, использование мягких вкладышей при погрузке в контейнеры позволило переориентировать часть перевозок сыпучих грузов, в основном зерна, с парка, специализированного подвижного состава.
Танк-контейнер - это идеальная тара для перевозки как жидких, так и сухих
химических грузов, в частности растворителей, кислот, щелочей, солей, спиртов, хлоридов и т. д. Однако в них же могут перевозиться и пищевые продукты (спирты, коньячные и виноматериалы, концентраты соков), а также сжиженные углеводородные газы (бутан, пропан, смеси, нефтяные сжиженные газы и пр.). В зависимости от типа груза, требований к его перевозке и класса опасности подбирают соответствующий танк-контейнер.
«Использовать танк-контейнеры чрезвычайно удобно с точки зрения возможности организации мульти модальных перевозок. Еще один неоспоримый плюс - транспортировка по железной дороге жидких химических грузов в танк- контейнерах обойдется грузовладельцу дешевле, чем в специализированных вагонах-цистернах. Специализированный парк для транспортировки химических грузов сильно устарел, а запрет на продление срока службы без модернизации также может сыграть на руку танк- контейнерам: на сегодняшний день грузоотправителю и оператору невыгодно покупать новые химические цистерны, поэтому потенциальный объем рынка для танк-контейнеров значительно больше текущего», - полагает президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин.
Наряду с факторами роста он отмечает и условия, сдерживающие развитие транспортировки данным способом. «К сожалению, в России пока недостаточно наработана практика использования танк- контейнеров в перевозочном процессе, из- за чего периодически происходит повреждение этого вида тары, так как у работающего с ним персонала не хватает опыта и специальных знаний», - рассказывает он.
Логистика данного вида перевозок затруднена прежде всего отсутствием терминалов залива-слива для танк- контейнеров (в первую очередь это касается сжиженных газов), поскольку в настоящее время российские терминалы нацелены и оборудованы в основном для погрузки-разгрузки цистерн. Также нет в достаточном количестве специализированных ремонтных депо.
Однако нельзя не отметить, что в структуре перевозок по железной дороге грузы в контейнерах составляют всего 2-3% (около 28 млн т, или 2,16 млн TEU груженых), соответственно, в танк- контейнерах этот объем еще меньше. По оценкам аналитиков Газпромбанка, объем грузов, транспортируемых в танк-контейнерах, сегодня не превышает 2%. Например, в перевозках химических грузов задействованы хопперы- минерал возы (вагонами данного типа поставляется 54% химической продукции), цистерны (20%), полувагоны (16%) и крытые вагоны (3%), а доля танк-контейнеров несравнимо мала.
По словам ведущего эксперта- аналитика Института проблем, естественных монополий Сергея Оленина, в последнее время достаточно востребованы перевозки наливных грузов в танк- контейнерах. «Переориентируются на специальные контейнеры в основном номенклатуры химических и нефтяных грузов, требующие особых условий перевозки, которые вагоны-цистерны, в силу своих конструкционных особенностей, обеспечить не способны. Наравне с ростом спроса на перевозки в данном сегменте операторы наращивают собственный парк танк-контейнеров», - комментирует аналитик.
Он также полагает, что контейнеры уже сейчас могут заменить как универсальный, так и специализированный подвижной состав. Причем это особенно актуально в условиях развития интервокальных перевозок, когда осуществляется перевалка груза с одного вида транспорта на другой. Использование «танков» позволяет,
по словам участников рынка, исключить перевалку грузов на пути к конечному потребителю, при этом качество химических продуктов не меняется. К тому же, как следствие, снижаются и затраты на перевозку. Однако при использовании танк- контейнеров нужно учитывать расходы на обработку тары. Стоимость этих услуг всегда высока.
В настоящее время общий объем рынка перевозок грузов в танк-контейнерах сравнительно небольшой. По данным
С. Калетина, это около 350 тыс. т в месяц. Почти половину этого объема перевозят пять крупнейших игроков: ООО «Спецтрансгарант», ЗАО «СИБУР-Транс», АО «СГ-транс», АО «Инфотек-Балтика М» и АО «ХимИнвестТранс».
ИННОВАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА СЛУЖБЕ у перевозчиков
Как отмечают аналитики Газпром банка, рынок производства танк-контейнеров является высококонцентриро-ванным: на Китай и ЮАР приходится 90%. Российский же рынок характеризуется преобладанием цистерн для перевозки СУГ и химических грузов. Газовые танк-контейнеры изготавливают «Алтай-вагон», «Уралвагонзавод», «Азовмаш» и «Рузхиммаш». Основными странами - поставщиками контейнеров на российский рынок являются Китай, Польша, а также США, Италия, Южная Корея. Цены на новые экземпляры находятся в диапазоне 1-1,5 млн руб. (в зависимости от типа), а на бывшие в употреблении - 0,5-1 млн руб.
Однако в начале года «Уралвагон-завод» объявил о создании композитной контейнер-цистерны для перевозки опасных грузов на всех видах транспорта. За счет использования инновационных материалов в конструкции контейнера масса тары снизилась до 4,5 т, а грузоподъемность увеличилась до 31,5 т. Безусловным плюсом является и невосприимчивость композитов к коррозии.
А уже в июле 2016 года ООО «Курган- химмаш» впервые в России изготовило партию офшорных танк-контейнеров для ПАО «Газпром нефть». Специализированный подвижной состав предназначен для перевозки соляной кислоты всеми видами транспорта. Сумма контракта не разглашается, однако поставка 16 танк-контейнеров в адрес заказчика уже завершена. «Они позволяют перевозить продукт по принципу от двери до двери без промежуточного перелива при смене вида транспорта, что обеспечивает повышенную безопасность транспортировки и сохранность перевозимого груза», - пояснил ведущий специалист по маркетингу ООО «НПО «КХМ» Алексей Бутов. Улучшенные характеристики обеспечиваются за счет того, что емкости танк-контейнеров изготавливаются из нержавеющей стали, внутренняя поверхность которых имеет специальное покрытие для защиты от воздействия агрессивной среды. Предварительно «танки» прошли все испытания на полигоне белорусского испытательного центра железнодорожного транспорта «СЕКО». Прежде подобная продукция выпускалась только за рубежом.
Темпы роста доставки химических наливных грузов и сжиженных газов в танк-контейнерах с каждым годом увеличиваются - и не случайно. Мировой опыт показывает, что именно такой способ транспортировки позволяет более качественно, в отличие от использования стандартного подвижного состава, обеспечивать скорость и безопасность перевозки.
Вместе с тем Ространснадзор считает, что на российских железных дорогах должен появиться документ, регламентирующий порядок эксплуатации и регистрации танк-контейнеров для перевозки опасных грузов. Этой теме было посвящено совещание у заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергея Васильева. По итогам встречи Росжелдору было рекомендовано подготовить проект соответствующего документа. В нем, по мнению Ространснадзора, должны быть ужесточены требования к эксплуатации и регистрации танк-контейнеров для перевозок опасных грузов. При этом было обращено внимание на несколько ключевых моментов.
Во-первых, в ОАО «РЖД» нет сводных инструкций, регламентирующих порядок использования танк-контейнеров, тогда как процессы, связанные с перевозкой той же номенклатуры в железнодорожных цистернах, обстоятельно прописаны в правилах. Во-вторых, по отношению к владельцам танк-контейнеров нет требования обязательного прохождения ими процедур сертификации - опять-таки в отличие от собственников вагонов-цистерн. В-третьих, в Росжелдоре не ведется реестр танк-контейнеров для перевозки опасных грузов.
Использование танк-контейнеров для транспортировки опасных грузов на сети российских железных дорог, как пояснили в ОАО «РЖД», регламентируется рядом документов, которые относятся к перевозке опасных грузов и контейнеров. Кроме того, как уточнил глава секции опасных и специальных грузов транспортного дивизиона Европейской экономической комиссии Оливье Кервелла, необходимо учитывать, что танк-контейнер - универсальный вид тары, используемый на различных видах транспорта. И он должен соответствовать международным требованиям, в основе которых - рекомендации ООН. В них указано, что в каждой стране должен быть уполномоченный орган, который занимается сертификацией и испытаниями танк-контейнеров (контейнеров- цистерн).
В России таким органом является Российский морской регистр судоходства (РС), работающий на рынке контейнерных перевозок с 1973 года, когда СССР присоединился к международной конвенции по безопасным контейнерам и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров. Сейчас на территории постсоветского пространства РС представляет Международное бюро по контейнерам (BIC) и является полноправным членом Международной организации по контейнерам-цистернам. Регистр включен в перечень уполномоченных компетентных организаций от РФ по Международному морскому кодексу по опасным грузам. Таким образом, РС
определен как национальный компетентный орган по техническому контролю за танк-контейнерами, который устанавливает технические требования и методы испытаний для них при перевозках железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в прямом и смешанном сообщениях.
По данным специалистов РС, в силу того, что танк-контейнеры используют при смешанных перевозках, требования к ним на различных видах транспорта могут различаться. В соответствии с рекомендациями ООН по смешанной перевозке при доставке опасных грузов классов 2-9 в случаях, когда для одного из видов транспорта применены менее строгие требования, это специально указывается. Тогда рассматриваются решения, которые обеспечивают по крайней мере равную безопасность при использовании этих цистерн в отношении совместимости материалов с перевозимыми веществами и эквивалентной или большей стойкости против ударов, нагрузок и огня.
В РФ действуют общие требования к конструкции и эксплуатации танк- контейнеров. При этом в сертификате должны быть указаны вещества или группа веществ, допускаемых к перевозке. А испытания всех частей конструкции танк-контейнера, предназначенных для подъема или крепления, должны подвергаться специальным признанным на международном уровне испытаниям. На практике большинство перевозок опасных грузов выполняются с перевалкой на морские суда. Поэтому фактически для них применяются морские стандарты, которые по ряду параметров жестче, чем для сухопутных перевозок. В частности, по используемым материалам конструкций, выполнению сварных швов, патрубков, изоляции, клапанов, трубопроводов. Как подчеркнул представитель ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», выпускающего танк-контейнеры, все эти требования учитываются производителями. Ведь именно РС ведет работу в сфере технического наблюдения при проектировании, изготовлении контейнеров- цистерн и осуществляет освидетельствование контейнеров-цистерн в эксплуатации, в том числе при их изготовлении в России.
ХОРОШАЯ ПРАКТИКА
Все это доказывает: у нас в стране сложилась достаточно эффективная система регулирования перевозок опасных грузов в танк-контейнерах. Действующая процедура прозрачна и понятна как отечественным, так и зарубежным компаниям-операторам. Что наиболее важно, она обеспечивает необходимый уровень безопасности и оперативности. РС осуществляет техническое наблюдение за контейнерами всех типов на протяжении их жизненного цикла - от проектирования до завершения эксплуатации. Как считает большинство представителей операторского сообщества, дополнительное регулирование данного рынка может оказаться избыточным. Некоторые требования, которые рассматривает Ространснадзор, могут поставить административные барьеры для дальнейшего развития танк-контейнерных перевозок в РФ, а в ряде случаев - создать преференции отдельным производителям такой тары.
Практика перевозок опасных грузов по российским железным дорогам показывает, что морские танк-контейнеры, используемые для этой цели в РФ, по некоторым параметрам являются даже более надежным оборудованием, чем цистерны. Например, по огнестойкости, негативному влиянию мороза и жары. Они также обладают повышенной удар прочностью. Транспортировка по железной дороге танк-контейнеров осуществляется как на специализированных, так и на обычных платформах. Но на каких именно? Этот вопрос представляется Ространснадзору недостаточно проработанным. И требования к платформам может быть ужесточено, когда речь идет об опасных грузах.
Конечно, необходимо учитывать, что к опасным грузам относятся ядохимикаты, легковоспламеняющиеся и едкие вещества. Несоблюдение норм и правил доставки таких номенклатур может привести к непредсказуемым последствиям. Некоторые пробелы в правилах, связанных с эксплуатацией танк-контейнеров на железных дорогах, возможно, следует заполнить. Однако беспокойство у грузовладельцев и операторов вызывает то, до какой степени Росжелдор может углубиться в регулирование танк-контейнерных перевозок. Ведь их можно так зарегулировать, что у игроков просто-напросто не останется стимулов для развития. А ведь этот рынок очень перспективный.