Мазут - как и битум является остаточным продуктом переработки нефти. В основном он используется в качестве котельного топлива для различных отопительных систем, печей, систем парового отопления и т.д. Так же некоторые виды мазута (флотский ф5 и ф12) используются в виде основного топлива для судовых агрегатов. Помимо применения его в виде топлива, мазут выступает в качестве исходного сырья для получения машинных масел, гудронов, полугудронов и т.п.
Мазут - основные виды
Мазуты подразделются на несколько основных марок. Все марки мазута производятся в соответствии с требованиями ГОСТ 10585-99 и в свою очередь подразделяются на виды, обозначаемые римскими цифрами I-VII. Цифры марки обозначают расчётную вязкость состава при определённой температуре. ГОСТом нормируется вязкость на флотский мазут при температуре 50 градусов, на мазут м 100 и м40 - при температуре 80 градусов. И отдельно нормирована вязкость мазута 100 при температуре 100 градусов. Мы не будем приводить здесь точные цифры. Для этого достаточно в сети посмотреть ГОСТ 10585-99.
Виды мазута отличаются процентным содержанием серы и теплотой сгорания. Условные обозначения: если Вам предлагают купить мазут м-100 вид III, цифра III говорит о том, что массовая доля серы в составе не превышает 1.5%. Наиболее распространёнными марками можно назвать следующие: топочный мазут 100 и м40, флотский ф12 и ф5. Как можно догадаться из названий - топочный мазут 100 предназначен для использования в отопительных системах и печах, а флотский - для применения в качестве топлива для двигателей различных плавсредств.
Интересно, а что же имел ввиду герой к/ф «Особенности национальной охоты», когда кричал: «Да что вы понимаете в военно-морском юморе? Мазуты береговые....»
Основные отличия вышеуказанных видов - вязкость мазута и наличие в его составе различных видов добавок: дизельного топлива (солярки), депрессорных присадок, керосиновых фракций и т.д. Немаловажное значение имеют следующие параметры: зольность, процентное присутствие серы, температура вспышки, наличие воды и т.д. Наличием воды в большинстве своём страдает так называемый мазут с хранения. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Топочный мазут
Топочный мазут подразделяется на две основные марки: мазут м100 и м40. Основное их отличие - вязкость и наличие в составе топочного мазута м40 средне дистиллятных фракций (дизтопливо), добавляемых в качестве присадки понижающей температуру застывания.
Топочный вид может применяться как котельное топливо для различных тепловых генераторов, как в основной источник тепловой энергии в отопительных системах, котельных и т.д. Мазут топочный м100, как наиболее используемый вид в подобных системах, пользуется наибольшим спросом и популярностью.
Мазут м100 поставляется либо специальными вагонами-цистернами, либо полуприцепами битумовозами. Некоторые производители растаривают его в металлические бочки. Подобная тара довольно удобна при небольших потреблениях и вряд ли будет оправдана в промышленных условиях.
Топочный мазут м-100 имеет несколько основных технических параметров, учитываемых при его покупке. Приведем основные параметры:
Хотя, учитывая сезонные колебания цены мазута, многие предприятия имеют многолетнюю привычку готовить сани летом. Действительно, почему бы не купить мазут впрок, если летом цена на него ощутимо ниже, чем осенью, а тем более зимой. Однако, мазут, цена на который постоянно меняется - не может храниться долго. Основная проблема - снижение его потребительских характеристик. Как правило, "мазутоподобные составы" с хранения обладают большей процентной долей воды, хуже воспламеняются, обладают большим количеством механических примесей и т.д.