
Закупочные цены на российскую пшеницу начинают расти. За майские каникулы ее стоимость увеличилась на 2,6-7,5%, до 15,6 тыс. руб. за тонну. После праздников рост котировок продолжится, предупреждают эксперты. Это, надеются участники рынка, откроет «окно возможностей» для экспорта, несмотря на введение плавающей пошлины на вывоз из страны зерновых. Но проблемы могут возникнуть на внутреннем рынке — у животноводов и мукомолов, чьи запасы зерна сокращаются.
Средняя стоимость российской пшеницы за неделю к 7 мая выросла на $4, до $274 за тонну (12,5% протеина, FOB), закупочные цены в глубоководных портах увеличились с 14,5–15,2 тыс. до 15,6 тыс. руб. за тонну. Такие цифры приводит «Совэкон» в своем обзоре. Как отмечают аналитики, хотя многие трейдеры были на каникулах, закупочные цены в терминалах выросли на фоне сильного спроса и напряженной ситуации с урожаем во всем мире.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов связывает тренд прежде всего с ростом мировых котировок, которые за несколько недель увеличились более чем на $30 за тонну, что должно подстегнуть темпы экспорта. По его словам, даже с учетом праздничных дней объем поставок пшеницы в мае может оказаться больше апрельского показателя, в июне рост продолжится. По оценкам «Совэкона», в апреле Россия экспортировала 2,1 млн тонн зерна, включая 1,1 млн тонн пшеницы.
С начала сезона по 6 мая экспорт зерна был на уровне 40 млн тонн, включая 32,8 млн тонн пшеницы. Год к году показатели выросли на 14% и 9% соответственно.
По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, с начала действия плавающей пошлины — 2 июня — при текущих мировых ценах экспорт начинает выглядеть относительно экономически привлекательным, что и приводит к некоторому оживлению спроса. Так, если сегодня на вывоз пшеницы действует пошлина €50 за тонну, то с 2 июня ее размер будет 70% от разницы между индикативной ценой и базовой в размере $200 за тонну.
Председатель правления Союза экспортеров зерна (включает Объединенную зерновую компанию, ТД «Риф», «Астон», Glencore) Эдуард Зернин говорит, что, судя по мониторингу, есть небольшой «разгон» закупочных цен на пшеницу на малой воде, что неудивительно, поскольку традиционный поставщик устьевых терминалов — сельхозпроизводители юга РФ продали основную часть урожая еще в первой половине сезона. По его словам, оживление закупок ожидается после праздников. «Расчетные значения плавающей пошлины будут ниже текущей ставки, а значит, откроется окно возможностей для экспорта. Насколько широко, поймем из ситуации на мировых рынках»,— говорит господин Зернин.
Между тем начавшийся рост цен на пшеницу в России может негативно отразиться на многих потребителях зерна внутри страны, включая животноводов и мукомолов.
Как отмечает Андрей Сизов, часть покупателей ожидали более значительного снижения цен, но обвал вряд ли произойдет. При этом у переработчиков рекордно низкие запасы за последние несколько лет, так что после майских праздников стоит ждать приличного скачка спроса и цен на пшеницу в РФ, прогнозирует он. Сельхозпроизводители, добавляет господин Сизов, при этом накопили запасы, близкие к рекордным, и могут попытаться получить более выгодные цены.
По данным Росстата, запасы пшеницы в заготовительных и перерабатывающих предприятиях на 1 апреля были 5,3 млн тонн, что на 27% ниже, чем годом ранее. Запасы у сельхозпроизводителей оценивались в 8,5 млн тонн — на 38% выше, чем год к году, пишет «Совэкон».
Источник “Ъ” среди потребителей зерна говорит, что аграрии уже начали придерживать продажи, а ценник перед майскими праздниками пошел вверх. Впрочем, ситуация пока некритичная, указывает он. Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев говорит, что предложения крупных партий зерна действительно нет, но запасов у переработчиков хватит на несколько месяцев. По его словам, пошлины помогли снизить средние цены на зерно в центре страны примерно с 17–18 тыс. до 14,5–15 тыс. руб. за тонну и переработчики ожидают, что этот уровень сохранится при входе в новый сезон.

Одним из главных событий прошедшей недели стало введение Турцией жестких ограничений, связанных с пандемией, до 17-го мая. Как показывает опыт прошлого года, при такой обстановке предприятия находятся в состоянии неопределенности и не могут уверенно планировать работу.
На текущий момент часть экспортных грузов уже меняют даты отгрузки на более поздние из-за возникших сложностей с организацией подвоза. Также, заметно меньшее количество привычных непродовольственных грузов из центрального Средиземноморья на Турцию для дальнейшей переработки. Из-за этого, многие Судовладельцы либо неохотно рассматривают рейсы из Азовских портов на Адриатику, поскольку обратный переход в балласте убивает экономику рейса, либо дают такую ставку фрахта, которая позволяет не думать об этом.
Отмена египетского государственного тендера на закупку пшеницы по причине слишком высоких цен приведет к тому, что поставки в Египет будут идти в рамках рынка. Довольно большая разница между индикативами ФОБ на урожай 21/22 из Черного моря, особенно при учете того, что оплата должна была производиться против грузовых документов, без отсрочки. Дальнейшее развитие будет зависеть от того, насколько быстро отправители будут продолжать «сливать» старые запасы: у Трейдеров в РФ объемов осталось немного, но вот Украина и Румыния довольно активно ведут экспорт.
Рынок металлолома продолжает расти. В связи с официальной отменой налоговой скидки на экспорт стали в Китае с 1 мая, отсутствие значительных запасов лома у основных экспортеров и повышенный спрос во всем мире показывают рост на 10 долларов США, а текущие цены продаж даже выше, чем в декабре 2020 года. В настоящее время, из-за возросшего спроса со стороны потребителей, откат фрахтового рынка в следующем месяце не предвидится. Кроме того, в связи с пасхальными праздниками с 1 по 5 мая, совпавшими с карантином в Турции до 17 мая, мы видим, что на 20-21 неделе будет пик активности в отрасли. Таким образом, основываясь на информации от наших близких Судовладельцев, мы ожидаем, что уровень фрахта на Средиземноморье/Континенте должен вырасти.
Рынок фрахта в связи с Пасхой и Рамаданом ушёл на длительные каникулы. Большинство европейских стран приступают к работе 5 мая, но при этом 19 неделя для Европы также будет на половину рабочей. Мусульманские страны будут праздновать Рамадан с 11 по 15 мая. Многие участники рынка старались закрыть сделки до начала мая, осознавая невозможность стабильной работы в первой половине мая. Несмотря на это, рынок фрахта продолжает расти, даже при том, что в праздничные даты проходит малое количество фиксовок. Полностью рынок сформируется к середине мая, а как он поведет себя - остается интригой.
Большинство Фрахтователей с Ближнего Востока предпочитают переносить свои отправки на июньские даты или осуществлять продажи на условиях FOB. В связи с различными религиозными и национальными праздниками ситуация на рынке в Персидском заливе остается неизменной. Фрахтователи надеются, что в июне рынок упадет, и Судовладельцы смогут предложить конкурентные ставки.

Это позволит местным аграриям обойти посредников при экспорте зерна
Депутат заксобрания Нижегородской области Василий Суханов на заседании комитета по транспорту предложил коллегам направить губернатору региона Глебу Никитину обращение с просьбой на федеральном уровне обсудить возможность финансирования строительства терминала для погрузки зерна на водный транспорт и отправки на экспорт, пишет «Коммерсант». По словам депутата, Нижегородская область остается единственным регионом Приволжья, где нет зернопогрузочного терминала.
Депутат заксобрания, заместитель гендиректора агрохолдинга «АФГ-Националь» Александр Ефремцев сказал «Коммерсанту», что по Волге из Нижегородской области ежегодно может отгружаться до 600 тыс. т зерна, в том числе 50-100 тыс. т может поставлять «АФГ-Националь». Отказ от посредников при организации прямых поставок позволит нижегородским сельхозпроизводителям увеличить прибыль при продаже зерна, уверен Ефремцев.
Однако чиновники регионального Минсельхоза считают, что строить терминал еще рано. По мнению областного министра сельского хозяйства Николая Денисова, сейчас самое главное — найти инвестора, который возьмется за создание такого терминала и будет готов стать трейдером. Важно, чтобы это была нижегородская компания, которая платит налоги в регионе, отметил министр. Он также добавил, что региону гораздо нужнее крупное зернохранилище. «Я вообще считаю, что в первую очередь нам нужно искать возможности для реализации выращенного зерна внутри Нижегородской области. Например, использовать зерно в качестве корма при развитии птицеводства и животноводства», — сказал Денисов.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин считает, что любой новый инфраструктурный проект на зерновом рынке ведет к повышению эффективности операций, если он правильно расположен с точки зрения логистики и учитывает реальную грузовую базу. «Зерновой терминал — это коммерческий проект. Если он экономически состоятелен, то выделение государственных средств на его строительство не потребуется, — сказал он. — Именно так, за счет средств частных инвесторов, развивается зерновая инфраструктура Поволжья. От государства скорее требуется проведение дноуглубительных работ в районе новых и действующих терминалов, а также реализация других мероприятий по развитию судоходства на Волге, главной речной транспортной артерии России».
Если терминал все-таки будет строиться, ему понадобится поддержка федерального бюджета для проведения дорог к объекту и дноуглубительных работ, считает Ефремцев. «В Нижегородской области есть причальные стенки в Чкаловске и Кстове, которые можно использовать для погрузки зерна, но лучше бы построить новый терминал где-нибудь в месте впадения Суры в Волгу в районе Васильсурска, — сказал депутат. — Одновременно со строительством терминала в регионе должна быть создана компания-трейдер, которая будет аккумулировать запасы зерна, занимаясь его поставками на экспорт. Интерес уже проявила нижегородская компания ''Логопром''. Именно она владеет причальной стенкой в Кстове, но мне кажется, что лучше говорить о строительстве совершенно нового терминала».
Представитель «Логопрома» сказал изданию, что спрос на услуги терминала в регионе действительно может быть. При наличии финансирования компания готова рассматривать вопрос строительства мощностей для хранения зерна.

В свете новых тенденций на товарно-сырьевом рынке, многие Судовладельцы стараются переориентировать свой флот на работу в других регионах, и не привязываются к Азовскому бассейну.
В целом, количество открытых грузов на рынке все еще не снижается. Несмотря на уменьшение объемов привычных зерновых, работа для судов в Черном и Средиземном море есть, в том числе очень сильный экспорт из Турции в различных направлениях.
Интересную альтернативу находят для себя Судовладельцы молодого флота: дальние рейсы вокруг Европы. Несмотря на то, что изначально такие теплоходы «река-море» были спроектированы для работы из речных портов, в сегодняшних реалиях рейс из Турции на Континент более выгоден, чем борьба за Азовскую загрузку на низком рынке.
Суда с русским флагом остаются востребованными даже на фоне общего затишья. Те, кто избегают судозаходов в европейские порты, ушли работать на речку или на Каспий. Учитывая то, что со второй половины мая планируются отгрузки больших партий остатков старого урожая зерновых с рейдовой перевалки, русский флаг, так или иначе, будет с грузом. В Черном же море ожидается снижение объемов груза во второй половине мая.
Фрахтовый рынок в Тихоокеанском бассейне существенно вырос за последнее время, и многие Судовладельцы предпочитают держать свой флот исключительно там. Несмотря на продолжающиеся усиление регионального грузопотока и, как следствие, ставок фрахта, наличие открывающегося тоннажа всё равно превышает спрос на него: достаточное количество Судовладельцы находится в активном поиске грузов, один из приоритетов – уголь из портов РФ на Китай.
Обновленная информация о ситуации в Персидском заливе: рынок растет вслед за Атлантикой, и есть много предложений и субпродаж для судов Handy-size и Supra. Владельцы небольших Handy судов (дедвейтом около 18-25К), открывающихся в Персидском заливе, сталкиваются с ситуацией, когда их флот остается незамеченным. Фрахтователи предпочитают отправлять грузы в партиях по 30-32К и 50-52К тонн, как обычно бывает на высоком рынке. Кроме того, многие Фрахтователи требуют бесплатного использования судовых кранов, поэтому, если вы являетесь Судовладельцем небольшого бескранового Handy – это фактически приговор.

На территории опережающего развития «Забайкалье» началась активная стадия строительства зернового железнодорожного терминала, который обеспечит кратчайший и самый выгодный маршрут для поставок зерна в Китай из Сибири и Забайкалья.
В ходе работ компания-инвестор «Забайкальский зерновой терминал» выполняет выемку и отсыпку скальных пород, а также приступила к устройству фундаментов под основные сооружения экспортного терминала, строительству железнодорожного хозяйства. Ввод в эксплуатацию зернового терминала мощностью перевалки до 8 млн тонн в год намечен на четвертый квартал 2022 года.
«Основной объем земляных работ выполнен. Мы приступили к монтажу железобетонных конструкций. Ведется бетонирование фундаментов норийных вышек высотой 37 метров. Идут работы по заливке фундаментов под ёмкости для хранения зерновых культур – силосы, каждый будет иметь высоту 27 метров и вмещать 5 тыс. тонн зерна. Основания под первые два из 16 силосов уже подготовлены. Продолжается обустройство железнодорожного путевого хозяйства по широкой и узкой колее, в мае приступим к монтажу трехэтажного административно-бытового корпуса, выполним подведение коммуникаций и подключимся к внешним сетям энергоснабжения», - сообщила администратор строительных проектов ООО «Забайкальский зерновой терминал» Екатерина Мосина.
Следующим этапом реализации проекта станет монтаж основного технологического оборудования, в том числе конвейеров, норий, силосов и весов. Также будут смонтированы автоматика и системы пылеподавления, лаборатория для определения качества зерна.
По словам Екатерины Мосиной, уникальная особенность терминала заключается в выполнении перевалки зерна с вагонов используемой в России широкой колеи на узкую колею, проложенную в Китае. Ранее различие в ширине железнодорожной колеи делало невозможным прямые поставки зерна по железной дороге из-за отсутствия инфраструктуры для перевалки.
Номенклатура продукции, отгружаемой через терминал, будет включать все зерновые, зернобобовые и масленичные культуры, выращиваемые на территории Российской Федерации в промышленных объемах. В основном это соя, рапс, пшеница, овес, кукуруза, подсолнечник и ячмень. Годовой объем перевалки составит до 8 млн тонн. На самом терминале смогут храниться до 80 тыс. тонн.
«Первый зерновой железнодорожный терминал Забайкальск–Маньчжурия» станет ключевым элементом инфраструктуры нового экспортного зернового коридора Сибирь-Китай. Это будет кратчайший и самый выгодный маршрут для поставок сибирского и забайкальского зерна. Маршрут исключает дополнительное сухопутное транспортное плечо, так как наш терминал значительно ближе существующих морских портов. Кроме того, исключается само морское плечо и перевалка вагон-судно. В итоге благодаря уникальной логистике российское зерно получит конкурентное ценовое преимущество в сравнении с поставками из США и Канады как на условиях Free On Board, когда продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно, так и на условиях поставки в порт покупателя, ведь наш терминал уже будет стоять на границе покупателя», - отметил заместитель генерального директора ООО «Забайкальский зерновой терминал» Алексей Хосоев.
Как рассказала заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Терос ЗК» Анна Щирцова, для компании, реализующей крупные проекты в сфере сельского хозяйства в Забайкальском крае, новый зерновой терминал будет полезен для экспорта выращенных масленичных культур с минимальными логистическим затратами. Также появится возможность повысить продажи. «Мы выращиваем рапс на экспорт. В этом году сеем подсолнечник, овес и лен. Основным рынком сбыта является Китай. Наличие трансграничного терминала станет одним из факторов, позволяющих масштабировать бизнес. Кроме того, мы намерены пользоваться налоговыми льготами, которые предоставляются инвесторам, работающим в условиях дальневосточных преференциальных режимов. В настоящее время ожидаем расширения границ ТОР «Забайкалье», чтобы реализовать проект по созданию нового агрохолдинга в статусе ее резидента», - сказала она.
В рамках соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики вложения в проект компании «Забайкальский зерновой терминал» составят 6,3 млрд рублей. Из этого объема уже инвестировано 285 млн рублей. Помимо строительства и закупки оборудования, средства будут направлены на формирование парка локомотивов и спецтехники.
«Основные налоговые льготы предприятие намерено получать после выхода на операционную деятельность и приема на работу более 200 сотрудников. Главными будут являться нулевые налоги на прибыль и имущество первые 5 лет, сниженные до 7,6% страховые взносы в течение 10 лет. Ценную административную поддержку нам оказывает управляющая компания ТОР «Забайкалье», ее специалисты выполняют комплексное сопровождение проекта и помогают в решении возникающих вопросов по различным направлениям», - подчеркнул Алексей Хосоев.
На сегодняшний день число реализуемых на ТОР «Забайкалье» проектов достигло 24 с общим объемом заявленных инвестиций в размере свыше 184 млрд рублей и планами создания около 8 208 рабочих мест.

По данным ИКАР, цена на пшеницу с 12,5-процентным содержанием протеина в Новороссийске подскочила за неделю до $265 с $248 за тонну с поставкой в мае на условиях франко-борт (FOB).
Агентство СовЭкон зафиксировало рост цены пшеницы этого класса на $6 до $253 за тонну.
СовЭкон сообщил со ссылкой на официальную таможенную статистику, что с 1 июля, когда начался маркетинговый сезон 2020/21 годов, по 22 апреля Россия экспортировала 39,6 миллиона тонн зерна, что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого сезона.
Экспорт пшеницы при этом составил 32,6 миллиона тонн, или на 12% больше прошлогоднего, ячменя - 4,54 миллиона тонн (+71%), кукурузы - 2,41 миллиона тонн (+9%).
Агентство прогнозирует, что в апреле экспорт зерна из РФ составит 2,3 миллиона тонн, включая 1,3 миллиона тонн пшеницы и 0,6 миллиона тонн ячменя.
По данным СовЭкона, на внутреннем рынке пшеница третьего и четвертого классов выросла в цене на 150 рублей - до 13.750 рублей за тонну и до 13.725 рублей за тонну соответственно, с самовывозом для европейской части РФ.
"Цены на пшеницу поддерживаются усиливающимся спросом экспортеров, также поддержку оказывают и поставки в Казахстан. Трейдеры очень активно закупают кукурузу в Поволжье на фоне открытия навигации", - пишут аналитики СовЭкона.
По их данным, средняя цена на подсолнечник на прошлой неделе снизилась на 400 рублей за тонну до 52.700 рублей. Цена на соевые бобы осталась на уровне 48.800 рублей за тонну.
Цены на подсолнечное масло также остались без изменений - 112.525 рублей за тонну. Экспортные цены на подсолнечное масло при этом вновь поднялись - на $20 до $1.560 за тонну FOB, сообщил СовЭкон. По данным ИКАР, рост составил $25 до $1.550.
Индекс белого сахара ИКАР для юга РФ за неделю вырос до $584,93 за тонну с $578,07, или до 44,70 рубля с 45,50 рубля за килограмм.

Предложения российских экспортеров пшеницы нового урожая довольно агрессивны, хотя они не знают, сколько налогов им придется заплатить, чтобы отгрузить зерно на экспорт, поскольку Москва усиливает борьбу по сдерживанию внутренней продовольственной инфляции.
Россия, один из ведущих мировых экспортеров пшеницы, вводит со 2 июня экспортную пошлину на пшеницу на основе формулы, направленную на снижение внутренних цен на зерно. Он будет устанавливаться еженедельно и заменит текущий фиксированный налог в размере 50 евро (60 долларов США) за тонну.
Государственный покупатель гигантского импортера пшеницы Египта купил 290 000 тонн российской пшеницы в ходе тендера 6 апреля с поставкой зерно нового урожая в августе, при этом российская пшеница предлагалась дешевле, чем ее конкуренты, такие как Европейский Союз.
«Это казино», - сказал трейдер, ориентированный на Россию, который принимал участие в тендере. «Мы не знаем, как это будет работать (с экспортными пошлинами). Но это риск, на который мы готовы пойти».
Россия предпринимает шаги по снижению продовольственной инфляции, которая в марте составила 7,6% в то время, когда пандемия COVID-19 снизила доходы многих потребителей.
Рост цен на продукты питания является глобальной проблемой, поскольку контрольный индекс, подготовленный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), показывал рост в марте 10-й месяц подряд до самого высокого уровня с июня 2014 года.
«Российские экспортеры уверены, что бросят вызов и покажут, что они выйдут на рынок новых культур для мировых продаж, несмотря на все попытки российского правительства затормозить экспорт», - сказал один из трейдеров.
«Это чистая авантюра, никто не знает, какой будет налог, но крупные компании готовы высовывать шею и рисковать», - добавил он.
Трейдеры, подписывающие экспортные контракты на летнюю поставку, предполагают, что нынешняя экспортная пошлина в размере 50 евро не повысится в новом сезоне, сказал Эдуард Зернин, возглавляющий Российский союз экспортеров зерна.
Размер пошлины увеличится, если мировые цены вырастут, но перспективы урожая пшеницы в России в 2021 году пока хорошие: первая часть нового урожая обычно поступает уже в конце июня.
Аналитики консалтинговой компании ИКАР также сообщили, что экспортеры, которые в настоящее время продают пшеницу, уже гарантировали некоторые поставки посредством предуборочных кредитов, предлагаемых фермерам, или продукцию собственного производства.
Государственный покупатель Египта в это время года обычно закупает зерно для более близких сроков поставки. Но, отодвинув сроки отгрузки еще дальше назад, он стремился позволить поставщикам потенциально закупать нечерноморскую пшеницу, включая зерно из США и Австралии, по ценам, которые могли бы позволить им быть конкурентоспособными во время тендеров, несмотря на транспортные расходы, - осведомленный высокопоставленный источник в правительстве Египта сообщил агентству Reuters. План не достиг этой цели, так как пшеница из Черноморских стран Украины и Румынии составляла единственную конкуренцию на тендере.

22 апреля исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев выступил на онлайн-форуме с участием российских и вьетнамских компаний производителей-экспортеров продукции АПК, организованном ФГБУ «Агроэкспорт».
Презентуя потенциал отечественной масложировой отрасли он отметил, что отрасль динамично развивается, объем производства и экспорта сельскохозяйственной продукции планомерно растет. К 2024 году планируется фактически утроить объем переработанной продукции, предназначенной на экспорт.
Тем не менее, на сегодняшний день во Вьетнам из России поставляется лишь несколько видов масел и шротов в небольших объемах.
«У нас очень разнообразная география поставок масложировой продукции, но, к сожалению, Вьетнам занимает очень маленькую долю в этих поставках. В то же время Юго-Восточная Азия является одним из ключевых регионов, где мы наращиваем поставки. Ожидаем, что к 2024 году этот регион станет регионом номер один по объему импорта российской масложировой продукции», – сообщил глава союза.
По итогам 2020 года во Вьетнам экспортировано 10,7 тыс. тонн масложировой продукции. Зафиксированы небольшие объемы поставок подсолнечного, соевого и рыжикового масла, подсолнечного шрота и жмыха, соевого шрота, а также маргариновой продукции.
«Соседний с Вьетнамом Китай занимает лидирующую позицию по импорту российской масложировой продукции. Надеемся, что географическая близость этих двух стран, а также тенденция на здоровое питание среди вьетнамского населения станет стимулом для роста поставок масложировой продукции из России во Вьетнам», – подчеркнул Михаил Мальцев.

Менее 1% от всех участников соглашений о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло отказались участвовать в их пролонгации. Об этом журналистам сообщил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов.
"Есть отказы. Если присоединилось примерно 13 тыс. [производителей и ретейлеров] к соглашениям, то вышли - речь идет о десятках. Пока в рамках погрешности", - сказал он, пояснив, что вышли не производители, а "в основном мелкие торговцы и оптовики".
О ценах на мясо кур и яйца
Кузнецов также отметил, что регулирование цен на куриное мясо и яйца не рассматривается.
"Яйца сейчас демонстрируют высокую динамику, но сейчас близится Пасха - традиционное время всплеска цен. За этим внимательно следят. Мы предложили сетям сделать ряд вещей, думаем они пойдут на них. Пока речь идет о саморегулировании. Но у правительства сохраняется право ввести регулирование в регионе в случае, если в течение 60 дней в регионе рост превышает 10%. Но пока мы считаем этого делать не надо", - сказал он.
Кузнецов пояснил, что министерство не рассматривает госрегулирование цен на яйца, потому что сети на сегодняшний день уже торгуют себе в убыток. Так, к примеру, одна из крупнейших торговых сетей теряет в день 25 млн руб., сдерживая эффект сокращения производства яиц в РФ, отметил он.
Кузнецов добавил, что министерство по-прежнему считает госрегулирование цен крайней мерой, поэтому работает над тем, чтобы отрасли имели возможность осуществлять саморегулирование.
О ценовых соглашениях
В декабре 2020 года Минсельхоз, Минпромторг, ряд производителей и торговых сетей подписали соглашение, согласно которому предельная отпускная цена на подсолнечное масло установлена на уровне 95 руб. за литр, розничная цена - 110 руб. за литр, а стоимость сахара установлена на уровне 36 руб. и 46 руб. за 1 кг соответственно. 30 марта правительство РФ продлило соглашения о стабилизации цен на сахарный песок до 1 июня 2021 года, на подсолнечное масло - до 1 октября 2021 года.

В прошлый вторник Правительство РФ одобрило введение экспортной плавающей пошлины на подсолнечное масло с 1 сентября и изменение пошлины на вывоз подсолнечника с 1 июля за пределы Евразийского экономического союза. Железнодорожные операторы прогнозируют рост объёмов перевозки подсолнечного масла, идущего на экспорт, в краткосрочной перспективе. Однако с осени ожидается снижение экспортных поставок и рост внутренних перевозок. При этом география поставок масла на внутреннем рынке останется неизменной.
Как сообщается на официальном сайте Правительства РФ, корректировка пошлин – часть комплекса мер по стабилизации цен на продовольствие, разработанного правительством по поручению президента России.
С 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года вводится 70%-ная плавающая вывозная пошлина на подсолнечное масло. Пошлина будет взиматься с разницы между базовой ценой ($1 тыс. за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на величину корректирующего коэффициента ($50 за тонну).
Для установления индикативной цены Министерству сельского хозяйства РФ поручено вести постоянный мониторинг рыночных цен на подсолнечное масло. Информация о размере пошлины будет размещаться на сайте ведомства. Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин на подсолнечное масло будут применяться начиная с 1-го числа месяца. Пошлина распространяется на продукцию, вывозимую из России за пределы Евразийского экономического союза.
А уже с 1 июля 2021 года по 31 августа 2022 года включительно семена подсолнечника будут облагаться вывозной пошлиной по ставке 50% от таможенной стоимости вывозной продукции, но не менее чем $320 за тонну. Кроме того, до 31 августа 2022 года продлевается действие 30%-ной пошлины на рапс.
Экспортная пошлина на семена подсолнечника и рапс в России уже повышена с 6,5 до 30%, но не менее 165 евро за тонну и действует с 9 января по 30 июня 2021 года. А с 1 июля экспортная пошлина на семена подсолнечника увеличится до 50%.
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), объём перевозок семян подсолнечника на экспорт по сети в I квартале 2021 года в сравнении с I кварталом 2020 года (75,7 тыс. тонн) сократился на 75,2% и составил 18,8 тыс. тонн. Экспорт растительного масла по сети РЖД в I квартале 2021 года также незначительно снизился и составил 246,4 тыс. тонн, что на 11,2% меньше, чем в тот же период времени 2020 года (277,5тыс. тонн). Скидки или какие-либо другие преференции на экспортные перевозки подсолнечного масла и семян подсолнечника в компании отсутствуют.
«С начала этого года действует повышенная экспортная пошлина на подсолнечник, рапс и сою. Отсюда и сокращение объёмов перевозок за рубеж», – комментирует падение объёма перевозок исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
Как пояснил «Гудку» аналитик рынка масличных Института конъюнктуры аграрного рынка Вадим Семикин, в последние годы объём производства подсолнечного масла в РФ варьируется в диапазоне 5–6 млн тонн, при этом его потребление по стране остаётся стабильным – на уровне 2,4 млн тонн, а всё остальное масло идёт на экспорт.
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев отметил, что 1,15 млн тонн масла, или более 30% от всего объёма перевозок подсолнечного масла, в прошлом году поставлялось за границу железнодорожным транспортом.
«На сегодняшний день преимущественно преобладают железнодорожные перевозки масла в направлении Узбекистана, Казахстана, Афганистана, Азербайджана, Туркмении, Киргизии, Монголии, Латвии и Грузии. В Алжир и Турцию подсолнечное масло поставляется мультимодальными перевозками», – уточнил эксперт.
Крупнейшие производства подсолнечного масла расположены в Ростовской области и Краснодарском крае. «Доля экспорта достигает 40% и проходит через черноморские порты в пределах Северо-Кавказской железной дороги», – говорит генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.
По мнению Артура Нурмухамедова, производство масла – дело сезонное, рост выпуска начинается с сентября, и введение пошлины не повлияет на объёмы. «Можно предположить, что до сентября производители будут стремиться отгрузить по экспортным контрактам прошлогодние запасы, пользуясь конъюнктурой мирового рынка и благоприятным режимом экспорта, дополнительно загружая железную дорогу. Но думаю, что с 1 сентября ожидать катастрофического падения объёмов погрузки масличных не стоит, судя по сохранившимся перевозкам зерна, также ограниченным экспортной пошлиной», – говорит он.
В целом операторы прогнозируют снижение экспорта этой номенклатуры груза. По мнению советника генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимира Прокофьева, ситуация с объёмом перевозок экспортных грузов явно поменяется. «Правительство пытается снизить цену масла внутри страны и сократить объёмы экспортных перевозок, соответственно, они должны пойти на внутренний рынок, – говорит Нурмухамедов. – Как правило, такое регулирование рынка не приводит ни к чему хорошему».
Член правления компании RAILGO Олег Яценко считает, что пошлина вводится для того, чтобы увеличить долю поставок на внутренний рынок. «Внутри страны объёмы перевозок железнодорожным транспортом только увеличатся уже по существующим маршрутам. А география поставок меняться не будет», – говорит он.
«Конечно, это далеко не идеальный инструмент управления, и долго им пользоваться невозможно. Поэтому сегодня озвучены рыночные механизмы регулирования рынка, которые позволят обеспечить стоимость сырья на внутреннем рынке, поддерживающую доступные для потребителей цены на полке магазина», – считает Михаил Мальцев.

Ряд крупных экспортеров российской пшеницы приостановил закупки. Они не готовы работать с высокими экспортными пошлинами, а некоторые компании рассчитывают на резкое падение цен перед поступлением нового урожая. Эксперты отмечают, что со 2 июня пошлина на пшеницу должна снизиться, что сделает бизнес экспортеров привлекательнее. Однако ситуация создаст и риски, компании могут просто «не успеть с закупками».
О том, что несколько крупных экспортеров приостановили закупку пшеницы, рассказал источник “Ъ” в отрасли. По его данным, с рынка фактически ушли Louis Dreyfus, KZP, Bunge и Sierentz Global Merchants. Другие собеседники “Ъ” добавляют, что закупки приостановили Cargill и Gemcorp. По словам одного из источников “Ъ”, некоторые компании не хотят принимать риски, связанные с пошлинами на экспорт зерна. Уход Bunge с рынка может быть связан с продажей Ростовского зернового терминала владельцам «Агро-Лэнд Трейд» Марату Шайдаеву и Алексею Чемеричко (см. “Ъ” от 2 февраля).
Собеседник “Ъ” среди экспортеров отмечает, что при действующей пошлине в $59 за тонну «закупать пшеницу не готов никто». По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, докупать партии продолжают Объединенная зерновая компания (ОЗК) и «пара других игроков» в рамках контрактов, заключенных по более высоким ценам. В Louis Dreyfus, KZP, Bunge, Sierentz Global Merchants, Gemcorp и ОЗК на вопросы “Ъ” не ответили. В Cargill в понедельник не смогли предоставить комментарий. В «Мирогрупп Ресурсы» (входит в «Деметра-холдинг» группы ВТБ, Marathon Group Александра Винокурова и Сергея Захарова и «Агроновы» Таймураза Боллоева) отказались от комментариев.
Глава Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин говорит, что большинство экспортеров «вообще не торопятся с закупками». По его словам, производители и перекупщики ждут, что пошлину отменят, и не готовы учитывать ее в цене.
«Такое упорство спровоцирует резкую коррекцию цен вместо плавного снижения, когда возникнет необходимость освобождать мощности по хранению под новый урожай. Рынок это понимает и уже ждет коррекцию»,— поясняет господин Зернин. По данным «Совэкона», на прошлой неделе средние цены на российскую пшеницу с 12,5% протеином снизились на $4, до $244 за тонну (FOB).
Внутри страны пшеница третьего класса в среднем подешевела на 75 руб., до 13,55 тыс. руб. за тонну, четвертого — на 50 руб., до 13,52 тыс. руб. за тонну. Динамика при этом несколько замедлилась. За неделю 22–29 марта цены снижались на 225–250 руб. за тонну.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов говорит, что прекращение закупок — вопрос цены. Но, по его словам, спред между ценой спроса и предложения на российском рынке пшеницы довольно большой, особенно для экспортеров. Переработчики также покупают зерно небольшими партиями, поэтому число сделок на рынке минимальное, поясняет эксперт. Он согласен, что покупатели ждут дальнейшего снижения цен на внутреннем рынке, но «надежды на обвал вряд ли оправдаются». Как уточняет господин Сизов, со 2 июня заработает новый механизм расчета пошлины и ее фактический размер снизится до $21 при цене в $230 за тонну. Это сделает торговлю привлекательнее для экспортеров. Кроме того, запасы пшеницы в России далеко не рекордные, добавляет он.
Источник “Ъ” среди экспортеров ждет, что с новым порядком расчета пошлины со 2 июня присутствующие на российском рынке компании возобновят закупки. Но другой собеседник “Ъ” на рынке считает, что механизм «плавающей» пошлины также вызывает вопросы и заставляет осторожнее подходить к сделкам. «Контракты будут заключаться за несколько месяцев до того, как станет известен размер пошлины. На повышающемся рынке это серьезные риски»,— отмечает он. По словам Андрея Сизова, ждущие нового порядка расчета пошлины экспортеры с контрактами в июне могут «не успеть с закупками». На юге, подчеркивает он, нет сверхвысоких запасов пшеницы, а закупки и вывоз из центра займут недели.
В Минсельхозе полагают, что основная причина приостановок закупок — ожидание коррекции внутренних цен в преддверии нового урожая, а фактор пошлин уже отыгран в цене зерновых. Это подтверждается и выигрышем российскими экспортерами пяти из шести лотов на последних торгах египетской госкомпании GASC, поясняют в министерстве. Там считают, что Россия сохранит ведущие позиции по экспорту пшеницы. По таможенным данным, с начала сезона по 8 апреля Россия экспортировала 39,1 млн тонн, включая 32,4 млн тонн пшеницы, что на 22% и 17% больше, чем годом ранее, соответственно.

Пензенская компания «РусГрейн» намерена в 2023 году построить в Саратовской области модульный завод по производству соевого масла.
ООО «РусГрейн» имеет в Саратовской области 50 тысяч га земли, только 2 тысяч гектаров заняты под сою, на остальных растет пшеница, подсолнечник и другие культуры. Соевую экспансию компания решила начать с Пензенской области, где давно ведет бизнес. Здесь у «РусГрейн» порядка 20 тысяч га земли, на этой территории развернется полигон выращивания данной культуры, стремительно завоевывающей мир.
В Пензенской области предприниматели планируют открыть и маслопрессовый завод, который способен производить 15 тысяч тонн соевого масла. Подобные модульные заводы быстро возводятся из сборных блоков, которые выпускает Китай. Общий объем инвестиций в проект по словам Михаила Петрова, составит порядка 200 млн рублей. Старт предприятия планируется в 2022 году, это будет первый в ПФО комплексный центр, где сосредоточены и выращивание культуры, и производство масла из соевых бобов.
«РусГрейн» претендует на господдержку, а также на внимание правительства соседнего региона. Впрочем, оно у бизнесменов уже есть, так как предприниматели активно сотрудничают с Китаем. Еще в 2020 году компания запустила грузовой поезд «Пенза –Харбин» и поставила в Поднебесную груз подсолнечного масла.
— Впервые в истории России груз в Китай был доставлен сухопутным путем через пограничный переход «Забайкальск-Манчжурия». В составе есть и контейнеры для перевозки масла общей емкостью 1763 тонны, а также рефрижираторы общим измещением 210 тонн, — рассказал «БВ» Михаил Петров. – До этого мы 2 года поставляли в Харбин подсолнечное масло, но морским путем.
По словам предпринимателя, в Харбине у компании есть и собственный складской комплекс, где можно хранить и замороженную продукцию, и сухие грузы, и масла.
На обратном пути поезд из Пензы также не уезжает пустым. В поставках из Китая заинтересованы Башкирия, Татарстан. Есть заказы и из Саратовской области – на сырье для кондитерского производства.
Организацией поставок за рубеж компания занимается давно, бизнесмены использовали грузовой поезд Чунцин – Дуисбург (Германия) — это мега-экспресс, курсирующий 2 раза в сутки. На технических остановках поезда в Бресте и Забайкальске предприниматели грузили белорусское сухое молоко и рапсовое масло, а также соевое масло Уссурийского жиркомбината.
С пензенским правительством предприниматели обсудили 9 апреля расширение контактов с Поднебесной и реализацию крупного транспортно-логистического проекта «Пенза-Харбин». Участие в рабочей встрече приняли врио председателя правительства Пензенской области Николай Симонов, другие чиновники и Михаил Петров.
По словам г-на Петрова, корректировка сроков из-за коронавируса привела к тому, что бизнес-миссия в Китай, в рамках которой и откроется официально логистический комплекс в Харбине, перенесена на сентябрь этого года.
— Создана необходимая инфраструктура, это поможет продвижению российских товаров, в первую очередь, пензенских, на огромный рынок Китая, — уверен бизнесмен. – У нас уже более 40 компаний заявили о своем интересе к поставкам в Поднебесную.
От российских властей компания получает господдержку, субсидируются экспортные перевозки по территории страны. Большую помощь оказывает и Российский экспортный центр. Но так было не всегда. Во время выступления в Саратове на заседании агрофорума «День поля 2019» предприниматель говорил о несовершенстве системы поддержки экспорта.
В то время как раз шло обострение торговой войны США и Китая и всколыхнулась тема поставок не сильно популярной в России культуры. Тем не менее, еще в 2018 году наша страна отправила соседу 818 тысяч тонн масличных бобов, но перспективы сотрудничества с многомиллиардным Китаем этим далеко не исчерпываются. Однако жизнь экспортерам тогда осложняли все новые нюансы получения госсубсидии, которая призвана стимулировать продвижение российских товаров за рубежом:
— Такое впечатление, что эксперты, которые готовят эти решения, не всегда владеют ситуацией. Кроме того, совершенно непонятно, кто на территории того же Китая будет заниматься российской продукцией. Поэтому у нас в первом ряду, как в Большом театре сидят монстры, а мелкие производители сидят сзади, они бы и рады поставлять, но при отсутствии системы им нечего предложить.
Но сейчас все вопросы решены, а Пензенской области, возможно, появится даже региональная целевая программа по сое.
— Если мы выполним все планы и в Саратовской области, запустим завод мощностью выпуска в 20 тыс. тонн соевого масла в год, то и у вас постараемся пролоббировать такую программу, — делится планами топ-менеджер ООО «РусГрейн».
Кстати, на итоговой коллегии минсельхоза области губернатор Валерий Радаев интересовался, каковы успехи в выращивании двух стратегических с точки зрения экспорта культур — сои и кукурузы — в Саратовской области.
Оказывается, стратегическая культура №1 в объемах сбора не растет, а культура №2 прирастает в валовом сборе незначительно. А ведь резкое наращивание орошаемого клина шло под флагом именно увеличения посевов сои и кукурузы. За прошлый год площадь мелиорируемых земель составила 115 тысяч га, в перспективных планах ввести еще 200 тысяч.
Значит, будем ждать, когда пензенский бизнес построит нам завод. Что интересно, тема сои на орошении уже, похоже, не актуальна, по сведениям Михаила Петрова, производители стараются выращивать культуру без искусственного полива.

Железнодорожные перевозки зерновых грузов после уверенного роста в январе—феврале с марта резко пошли на спад из-за введения экспортных пошлин на зерно. Первые шесть дней апреля показывают сокращение экспорта на 43% к уровню прошлого года, по итогам второго квартала ОАО РЖД ожидает падения экспорта зерна на 7%. По мнению экспертов, с начала лета возможно восстановление отгрузки из-за изменения структуры пошлины и восстановления спроса.
ОАО РЖД фиксирует падение перевозок зерновых грузов после введения экспортных квот и пошлин на зерно и ожидает дальнейшего спада экспорта. «Мы видели очень хороший рост в январе, суммарно он составил чуть более 74%, в феврале — 39,4%,— рассказал заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.— Март мы закончили практически на уровне марта прошлого года, с падением 0,1%, в основном оно произошло за счет экспорта.
Экспорт зерновых грузов в марте упал на 7%, при этом перевозки внутри страны выросли на 9,7%. Поэтому можно сказать, что те регуляторные меры, которые сегодня принимаются, безусловно, оказывают свое влияние».
С 15 февраля по 30 июня в РФ действует квота на экспорт зерна в объеме 17,5 млн тонн. Повышенные пошлины на пшеницу в размере €50 за тонну начали действовать с 1 марта, а с 2 июня начинает действовать «плавающая» экспортная пошлина на пшеницу, кукурузу и ячмень. Пошлина установлена в 70% от разницы между индикативной ценой и базовой ($200 за тонну для пшеницы и $185 за тонну для кукурузы и ячменя).
«Тем не менее видим потенциал перевозок зерновых грузов,—говорит Алексей Шило,— по крайней мере, несколько дней апреля говорят, что у нас нет катастрофического падения; тем не менее, конечно, есть снижение». По его словам, внутренние перевозки зерна по итогам шести первых дней апреля сократились всего на 2%, «а в экспорте мы потеряли уже 139 тыс. тонн, это порядка 43%».
ОАО РЖД ожидает падения перевозок зерновых грузов по итогам второго квартала на 7%, говорит господин Шило, все падение придется на экспорт. По внутренним перевозкам прогнозируется прирост в 0,1%.
Зерно занимает относительно небольшую долю в погрузке ОАО РЖД (2,2% в 2020 году против, например, 28,4% угля или 16,8% нефти). Однако оно относится к доходным для монополии грузам второго тарифного класса, а перевозки его уверенно растут (плюс 28,7% по итогам 2020 года). При этом тарифы ОАО РЖД не меняются с колебанием цен на перевозимый груз, поэтому повышение цен на зерно не влияет на доходы монополии, а рост объема перевозок влияет.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов поясняет, что данные ОАО РЖД по поставкам не всегда репрезентативны, так как значительная часть экспортных отгрузок может отражаться как внутренние поставки. По словам эксперта, в марте—апреле темпы экспорта зерна из РФ действительно сильно упали из-за слабого спроса и потери конкурентоспособности российской пшеницы на фоне введения ограничений. Но в апреле—июне господин Сизов ожидает восстановления поставок: разница между стоимостью пшеницы из РФ и других стран сокращается, а предложений на рынке не так много. Дополнительный фактор — вероятный отскок мировых цен в ближайшие недели, указывает он. По данным «Совэкона», средние цены на российскую пшеницу на неделе к 5 апреля снизились на $5, до $248 за тонну (FOB).
По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, на мировом рынке в целом не так много покупателей пшеницы, а в России внутренние цены на пшеницу остаются слишком высокими для экспортеров с учетом пошлины в €50 за тонну.
На фоне введенной пошлины на пшеницу в размере €50 за тонну и на прочие зерновые, а также падения мировых цен на пшеницу имеет место существенное снижение экспортных перевозок зерна в апреле, подтверждает директор аналитического центра «Русагротранс» Игорь Павенский. Однако, отмечает он, с 2 июня планируется введение плавающей пошлины, которая, скорее всего, будет ниже текущей, и объемы в мае—июне будут несущественно ниже, чем в прошлом году, а возможно, и возрастут. «Тем более что в 2020 году экспортные перевозки зерна в эти месяцы заметно падали, до 600 тыс. и 170 тыс. тонн соответственно, из-за досрочного исчерпания экспортной нетарифной квоты, введенной с апреля по май»,— добавляет эксперт. В то же время запасы зерна и пшеницы остаются на крайне высоком уровне, добавляет господин Павенский, а прогноз валового сбора зерна на высоком уровне (128 млн тонн против 133,5 млн тонн в 2020 году), и третий квартал 2021 года может сложиться для железной дороги не хуже, чем год назад.
С начала сезона по 25 марта 2021 года экспорт зерна из РФ вырос на 26,5%, до 41,9 млн тонн, поставки пшеницы увеличились на 24,2%, до 33,6 млн тонн год к году.

Также Правительство скорректировало пошлину на подсолнечник
Экспортную пошлину на подсолнечник скорректировали, а подсолнечное масло будет облагаться плавающей таможенной пошлиной, что позволит стабилизировать цены на эти товары на внутреннем рынке. Такие постановления утвердил председатель Правительства Михаил Мишустин, говорится на официальном правительственном портале.
С 1 июля 2021 года по 31 августа 2022 года включительно подсолнечник (1000 кг) будет облагаться вывозной пошлиной по ставке 50%, но не менее чем 320 долларов за 1 тонну. Кроме того, до 31 августа 2022 года продлевается действие 30-процентной пошлины на рапс.
В отношении подсолнечного масла с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года вводится плавающая вывозная 70-процентная пошлина. Ее будут взымать с разницы между базовой ценой (1 тысяча долларов за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на величину корректирующего коэффициента (50 долларов за 1 тонну).
Для установления индикативной цены Минсельхозу поручено вести постоянный мониторинг рынка. Информация о размере пошлины будет оперативно размещаться на сайтах госорганов.
Решения распространяются на продукцию, вывозимую из России за пределы ЕАЭС. Они помогут отрегулировать объемы вывоза и переориентировать участников рынка на экспорт сельхозтоваров с высокой добавленной стоимостью.
Корректировка пошлин – часть комплекса мер по стабилизации цен на продовольствие, разработанного Правительством по поручению Президента России Владимира Путина.
В рамках этой работы были разработаны инструменты поддержки мукомолов и хлебопеков, предусмотрены субсидии для производителей сахара и подсолнечного масла, заключены специальные соглашения с участниками рынка и усовершенствована система мониторинга. Для оперативного реагирования на ситуацию также была сформирована межведомственная рабочая группа под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Можно сказать, что снижение Азовского фрахтового рынка приостановилось. Русский флаг почти в полном составе ушел работать транзитные рейсы. Несмотря на это, ставки на перевозку грузов из Каспийского региона растут: за время закрытой навигации сформировались значительные объемы зерновых на экспорт. Транзит с удобрениями из Туркмении на Мармару предлагают на уровне средних 60-х за тонну.
«Обратные грузы» на Каспий котируются значительно ниже: ставка за рейс из Мармары на Казахстан за 3к судно река-море держится на уровне 110-120к долларов. Порой из-за отсутствия прямых рейсов на Каспий Судовладельцы работают обратные грузы на Ростов, и, если есть возможность, берут зерновые на Иран.
Ожидания Фрахтователей на падение ставок не оправдываются. Зерновых стало меньше, но из-за ротации флота и неотправленных продаж на апрель рынок в Черном/Средиземном море удерживается от падения. И до середины апреля значительных изменений ждать не стоит.
Непростая ситуация складывается с рейсами на Израиль. Уже более месяца суда стоят подолгу в ожидании выгрузки. В ближайшее время перспектив на улучшение ситуации нет. Это привело к тому, что большинство незерновых грузов, предлагаются на условиях liner out. Ни получатели, ни трейдеры не хотят брать на себя риски и ответственность за длительный простой судов.