
Украинцы, в свою очередь, требуют, чтобы Газпром взял в аренду 60 миллиардов кубометров транзитных мощностей Украины на срок от года до десяти лет и обязался платить вне зависимости от степени использования этих трубопроводов. Европейская комиссия якобы поддерживает идею о подписании договора на десять лет, но не настаивает на объемах. Пока никаких особых сдвигов в ходе переговоров не произошло.
Обеспокоенность усиливается и из-за разной, зачастую противоречивой, информации, которая доходит до общественности. Недавно болгарский министр энергетики Теменужка Петкова заявила, что Газпром сообщил им: с января 2020 года прекратятся поставки нефти по трансбалканской трассе, проходящей из Украины через Молдавию, Румынию и Болгарию в Турцию. Газпром опроверг эту информацию, но сомнения остались. Украинские власти также сообщили о письмах, которые Газпром якобы рассылает своим заказчикам и в которых предупреждает о возможной остановке поставок.
В ответ Нафтогаз объявил о значительном увеличении объемов газа в украинских хранилищах накануне предстоящего отопительного сезона. Также было сказано, что объем в 12 миллиардов кубометров в хранилищах оставят европейским государствам. Таким образом, многие всерьез готовятся к серьезным проблемам в будущем. Это подтверждает и Венгрия, которая в течение 2019 года планирует заполнить свои хранилища рекордными 6,3 миллиардами кубометров газа, что эквивалентно ее ежегодному потреблению.
Опасения в связи с перебоями в поставках сказываются и на рынке. На крупнейшей европейской газовой бирже TTF разница между ценами газовых контрактов (фьючерсов) на предстоящее лето и зиму увеличилась почти до четырех евро за мегават/час, а это максимум за последние семь лет. Проще говоря, покупатели проявляют необычайный интерес к фьючерсам, на основании которых газ будет поставляться зимой 2019 — 2020 года. Это свидетельствует о желании потребителей избежать рисков.
Вопрос в том, как Хорватия может снизить эти риски для себя. Известно, что в последние годы доля импорта в хорватском газовом балансе растет, и в прошлом году достигла примерно 60%. Этот газ поступает с двух направлений: по газопроводам из Словении и Венгрии. Хорватия также располагает газовым хранилищем «Околи», объемы которого чуть превышают полмиллиарда кубометров газа. В случае прекращения транзита российского газа через Украину у Хорватии возникнут такие же проблемы, как и у большинства стран Центральной и Восточной Европы, поскольку в условиях повышенного потребления газа зимой ежедневно его будет расходоваться больше, чем можно взять в хранилищах и добыть на собственных месторождениях.
Этот дефицит можно компенсировать закупкой определенных объемов газа у соседних стран, но проблема в том, что если поставки из России прекратятся, в кризис погрузится весь регион. В компании PPD, крупнейшем хорватском импортере газа и партнере Газпрома в Хорватии, говорят, что уже предприняли определенные меры, чтобы обезопасить своих потребителей в случае перебоев в поставках или даже блокады транзита. «PPD внимательно следит за ситуацией вокруг транзита газа через Украину. Прорабатывается несколько сценариев, предполагающих, в частности, использование дополнительных транзитных мощностей и хранилищ. Поэтому мы можем сказать, что поставкам газа на рынок Хорватской Республики ничто не будет угрожать, если только не будут перекрыты границы внутри Европейского Союза», — заявили в компании.
Правда, острота проблемы с поставками будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, важно, сколько продлится блокада. Несколько дней простоя, вероятно, не приведут к серьезным проблемам. А вот кризис, который, как 11 лет назад, затянулся бы на многие недели, нанесет по системе сильный удар. Возможным выходом из ситуации стало бы увеличение отечественной добычи, но неизвестно, способны ли мы на это с технической точки зрения. В 2008 году итальянская компания «ЭНИ» (ENI) предоставила Хорватии свою часть газа с месторождений в Северной Адриатике. За прошедшие годы эта часть перешла к компании «Ина», так что больше этого доступного резерва нет. В «Ине» утверждают, что вообще не обеспокоены возможным прекращением поставок российского газа.
«„Ина" — единственный добытчик природного газа в Хорватии и большую часть добытого газа отправляет на отечественный рынок. Помимо природного газа собственной добычи, «Ина» также предлагает покупателям в Хорватской Республике определенные объемы импортного газа, который закупает у проверенных отечественных и иностранных партнеров. При этом компания получает импортный газ с нескольких направлений», — заявили в компании.
Символьный сварной шов, который знаменует окончание кампании по укладке морских трубопроводов первой нитки «Турецкого потока»Еще один крупный игрок в газовом секторе — это фирма HEP, которая сама из-за своих многочисленных ТЭЦ является крупным потребителем газа. Одновременно HEP является оптовым поставщиком газа для мелких местных компаний, снабжающих, в свою очередь, домохозяйства. Дефицит газа дорого обошелся бы компании, так как согласно действующим протоколам ее производственные объекты будут одними из первых, кого ограничат в потреблении газа. В компании HEP заявляют, что уже запаслись необходимым количеством газа на следующий год.
«Для продажи на оптовом рынке (до 31 марта 2020 года), а также для нужд собственного производства HEP уже обеспечила большую часть собственных потребностей на период до первого октября 2020 года. Для оптимизации расходов на закупку газа и в целях повышения безопасности поставок покупателям компания приобрела газ у семи поставщиков. Для оптимизации газового портфеля также закуплены мощности в хранилище «Околи»», — сказали в компании HEP.
Стратегия диверсификации поставщиков в подобной ситуации понятна, однако в случае продолжительных перебоев в поставках все равно не сведет риски к нулю. Если в регионе возникнет острый дефицит газа, то некоторые договоры о поставках, несомненно, просто не будут выполняться, даже несмотря на грозящие штрафы.
И все же самую большую надежду на то, что предстоящая газовая зима будет мирной, дает тот факт, что если Украина и Россия не достигнут договоренности, они многое потеряют. Газпром прилагает большие усилия для того, чтобы сохранить свою долю на европейском рынке в борьбе с агрессивным вторжением СПГ. Подобный кризис нанес бы очередной удар по репутации российской компании и активизировал бы инициативы, направленные на диверсификацию и отказ от российского газа. Украине кризис создал бы массу экономических проблем, а также, вероятно, заставил бы страны Европейского Союза усомниться в том, что Украина может быть надежным партнером. Поэтому по-прежнему доминирует мнение, что договоренность будет достигнута и главную роль тут сыграет политика. В октябре заканчивается мандат нынешней Европейской комиссии, а на украинской политической арене сейчас царит хаос, предстоят парламентские выборы.
Кажется, что самым большим препятствием на пути к новому договору будет время. Хорватия мало на что может в данном случае повлиять, но если кризис случится, он поднимет ряд неприятных вопросов. Вероятно, широкую общественность больше всего будет интересовать проект СПГ-терминала, объекта, который преподносят как залог бесперебойных поставок газа. Да, на первый взгляд, это действительно так, но его смысл теряется, если задуматься: этот объект еще будет не готов к моменту острейшего за последнее десятилетие газового кризиса, когда он мог бы помочь. Хорватский СПГ-терминал заработает уже тогда, когда будут запущены новые экспортные газопроводы, которые и без него снизят риски, связанные с безопасностью поставок газа.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль