Одна и та же проблема постоянно — перед Новым годом недозавоз топлива по светлым нефтепродуктам, по дизельному топливу на нефтебазы. Планирования и прогнозирования нет, вмешиваются шторма. "Роснефть" является монополистом — все ближайшие заводы принадлежат им, нефтебаза принадлежит им, так что брать где-то еще топливо очень тяжело, транспортные издержки до 25% доходят, со стабильностью таких поставок также беда. Если этим (то есть самостоятельным завозом топлива — прим. Sakh.com) заниматься, мы будем вынуждены дизельное топливо продавать по 55 рублей, чтобы хоть как-то работать, — рассказывает гендиректор компании "Рубикон" Алексей Борисов.
В обычное время выходом для независимых игроков становится "Роснефть", поставляющая топливо в Корсаков и предлагающая его по более-менее приемлемой стоимости. Но сегодня монополист, рассказывают трейдеры, просто не может обеспечить потребности населения: он перекрывает поставки на сторонние АЗС, пытается "закрыть" дефицит на своих заправках, с чем тоже справляется так себе. Проблемы лавинообразно нарастают — и вот уже областные власти вынуждены отправлять "топливный поезд" в заметенный Углегорск, в Холмске бензина нет, а на невельской заправке выстраиваются километровые очереди.
Нехватка ГСМ ведет к росту цены, и если на самих заправках "Роснефти" они сдерживаются (все-таки эта компания вертикально интегрированная — с добычей, переработкой, продажей оптом и в розницу, а значит, может "перекинуть" издержки внутри себя), то у независимых продавцов выбора нет — либо покупать у "Роснефти", простаивая без топлива и надеяться, что рано или поздно оплаченные заявки будут исполнены (сейчас с этим проблема), либо везти ГСМ самостоятельно и продавать по априори завышенным ценам.
— Надо обеспечить нормальные цены, чтобы мы тоже могли работать. Стоимость дизельного топлива оптом у "Роснефти" — в районе 46,5 рубля, но они его продают в рознице за 46,80, чуть ли не по себестоимости. Можно было брать и продавать, но его не хватает. А если везти самостоятельно — то это уже 49 рублей. Я у себя продаю по 51... На двух рублях можно издержки закрыть и заработать? Мы просто выживаем, хотелось бы, чтобы люди знали, что мы не жируем, что мы в таких же условиях находимся, что мы зависим от вот таких больших компаний, — включается руководитель "Армроса" Ара Торозян. — С каждым месяцем это все труднее, а когда не станет независимых продавцов, что произойдет? Полная монополизация рынка с ростом цены.
Эмоциональные заявления представителей топливного бизнеса, которыми они обменивались в течение примерно часа, сводились к трем основным постулатам. Во-первых, топлива на Сахалин в условиях сложной навигации почему-то завозится мало. Из-за этого наблюдается его дефицит, который рождает ажиотажный спрос.
Во-вторых, доставить сюда топливо по более-менее конкурентной цене может только "Роснефть" — у нее есть объемы, есть базы и она обязана продавать горючее независимым трейдерам как монополист. И должна делать это на конкурентных условиях.
И, наконец, в-третьих — государство должно с первыми двумя пунктами что-то сделать — ввести регулирование, надавить, вмешаться, поговорить по душам, задействовать антимонопольное законодательство. Потому что своими силами, вздыхают бизнесмены, они ничего сделать не могут. Построить свою нефтебазу на берегу? Таких свободных денег у компаний нет, да и процесс этот крайне небыстрый. Заняться переработкой? Опять же нет денег, да и нефти свободной нет — сахалинский завод "Петросах", всеми силами насыщающий островной рынок бензинами, уже фактически достиг потолка добычи и сейчас ищет новые ресурсы. Да и кому нужен НПЗ на острове, если объемы, необходимые для рентабельности, куда выше, чем потребление? Возить топливо на материк едва ли выйдет — покупать сахалинский "золотой" бензин на материке никто не будет.
— Когда "Роснефть" приобрела нефтебазу, она была обязана переваливать нефтепродукты в интересах сторонних трейдеров. Она является монополистом в морских операциях, диктует свои условия. Раньше сахалинский минтранс как-то договаривался с руководством компании — выбивал дополнительные партии, танкеры, был запас на острове. Сегодня почему ситуация сложилась? Судно вовремя не пришло, перестали отпускать топливо независимым заправкам, у них ("Роснефти") спрос растет — все едут к ним, и вот они уже не могут даже себя обеспечить. И такая ситуация повторяется ежегодно с ухудшением погодных условий. Это ненормально, — замечает Александр Юрачковский из компании "Дизель-Трейд".
Нынешний топливный кризис (далеко не первый), по сведениям трейдеров, должен более менее разрешиться к концу новогодних каникул — снизится потребление топлива, на остров так или иначе доберутся новые танкеры. Но фундаментального выхода из сложившейся системы отношений не наблюдается: "Роснефть" сохраняет доминирующее положение, диктует свои условия и сама распоряжается количеством "свободного топлива" на острове.
А жителям и малому бизнесу (который, будем честны, знал во что ввязывается) остается надеяться, что в ситуацию вмешается правительство, на остров вдруг решит прийти какой-нибудь крупный игрок (вроде хабаровской "Независимой нефтяной компании" или бензиновых подразделений "Газпрома"). Или внутри самой "Роснефти" что-то щелкнет, и топ-менеджмент компании решит все-таки создавать на острове некий запас и "играть с бизнесом" по-честному. Ну а иначе проблема коснется всех: по мнению трейдеров, нынешняя невысокая (с точки зрения рынка) цена, например, дизеля, сохранится до выборов президента. Сегодня розница "Роснефти" работает чуть ли не в убыток, продавая солярку практически по оптовой цене. И неизвестно, как долго продлится такая ситуация относительного равновесия и насколько после голосования в марте (а ведь грядет еще и повышение акцизов) в нефтеносном регионе будет стоить ГСМ.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль