
Кроме того, "Киришинефтеоргсинтез" является единственным крупным НПЗ на северо-западе России, где находится Санкт-Петербург - второй крупнейших город РФ. Принадлежащий "Новатэку" NOTK завод по переработке газового конденсата в Усть-Луге производит только прямогонный бензин, используемый в нефтехимическом производстве, и ориентирован исключительно на экспорт.
"Сургутнефтегаз" только в прошлом году смог провести модернизацию производства и начать производство товарного бензина класса 5 в соответствии с четырехсторонними соглашениями.
Даешь модернизацию
В 2011 году ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт и российские нефтяники заключили так называемые четырехсторонние соглашения. 12 российских компаний обязались провести модернизацию своих НПЗ с целью перехода на производство качественных нефтепродуктов и обеспечения потребностей внутреннего рынка. Первоначально окончательным сроком завершения модернизации был определен 2015 год, но из-за отставания ряда компаний - включая "Сургутнефтегаз" и "Роснефть" ROSN - срок был перенесен на 2020 год.
Несмотря на перенос срока, в начале 2016 года заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил о выполнении нефтяными компаниями плана модернизации НПЗ в рамках четырехсторонних соглашений, что позволило с 1 июля 2016 года осуществить переход на использование моторного топлива экологического класса 5 (российский аналог ЕВРО 5). Моторное топливо более низкого класса было запрещено к обороту.
Когда и насколько может подешеветь бензин
Лидером модернизации отечественной нефтепереработки стал "Лукойл", который еще в 2012 году начал выпуск моторного топлива, отвечающего стандарту ЕВРО 5. Глава компании Вагит Алекперов в декабре 2016 года во время встречи с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым заявил о завершении модернизации в соответствии с четырехсторонними соглашениями. Алекперов особо подчеркнул, что все НПЗ "Лукойла" выпускают продукцию согласно европейским стандартами, а Волгоградский НПЗ даже способен выпускать бензин ЕВРО 6.
Однако не все компании выполняют взятые на себя обязательства в оговоренные сроки, что стало серьезным препятствием для увеличения выпуска товарного бензина. Среди отстающих - независимые нефтеперерабатывающие компании, а также "Сургутнефтегаз" и "Роснефть".
Несбывшиеся прогнозы
В середине прошлого года Vygon Consulting - компания, специализирующаяся на стратегическом консалтинге - опубликовала прогноз развития отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в ближайшие годы. Согласно прогнозу, в результате модернизации российские НПЗ должны были резко увеличить выпуск нефтепродуктов, и в 2018 году в России должен образоваться профицит товарного бензина в объеме 10 млн тонн.
По расчетам экспертов консалтинговой компании, в 2017 году выпуск товарного бензина должен составить 42 млн тонн, а в 2018 году - 45,9 млн тонн. При этом, из-за кризисных явлений в экономике ожидалось снижение спроса на автомобильный бензин в России до 35 млн тонн в 2017 году и 34,6 млн т в 2018 году по сравнению с 35,9 млн тонн в 2014 году.
Однако реальность внесла свои коррективы. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с марта прошлого года в России наблюдалась устойчивая тенденция увеличения продаж автомобилей. В итоге, продажи новых легковых автомобилей, включая легкие коммерческие транспортные средства, выросли в 2017 году на 11,9%, достигнув 1 млн 596 тыс., что стало полной неожиданностью для доморощенных экспертов, регуляторов и участников рынка. В России роста продаж автомобилей не наблюдалось с 2012 года.
В январе этого года АЕБ сообщила о росте реализации новых автомобилей на 31% в годовом выражении. Очевидно, что такие темпы невозможно сохранять в течение долгого времени, но резкое увеличение продаж легковых машин привело к скачку спроса на бензин. В отличие от Европы, где большая часть транспортных средств используют дизельное топливо, в России предпочитают бензин. Доля автомобилей, работающих на бензине, стабильно растет, что ведет к увеличению потребления этого вида топлива.
В декабре прошлого года - в период низкого спроса - цены на бензин неожиданно резко пошли вверх. Причиной стало сокращение производства в октябре-ноябре и ожидание роста цен на моторное топливо с 1 января 2018 года в связи повышением акцизов. В конце декабря прошлого года стоимость отдельных оптовых партий бензина-95 на внутреннем рынке достигала 50 тыс. руб./т.
Минэнерго и ФАС были вынуждены предпринять экстренные меры, чтобы увеличить предложение бензина на внутреннем рынке и взять ситуацию под контроль. В начале года ажиотажный спрос прекратился, и цены пошли вниз. По данным агентства "Прайм", оптовая цена на бензин-95 класс 5 20 марта составила 45,096 тыс. руб./т. Однако угроза возникновения дефицита и резкого подорожания бензина остается, поскольку баланс спроса и предложения на внутреннем рынке шаток.
Производство бензина не растет
В 2017 году добыча нефти в России составила 546,7 млн тонн. Из этого объема 279,5 млн тонн было направлено на переработку внутри страны. Выпуск дизельного топлива увеличился на 0,8% и достиг 76,8 млн тонн - гораздо больше, чем требуется для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Больше половины производимого в России дизельного топлива поставляется за рубеж, где оно пользуется спросом, поскольку полностью соответствует европейским стандартам.
Однако с бензином ситуация не столь радужная. Для выпуска высокооктанового бензина класса 5 из российской нефти требуется не общая модернизация, а создание современных мощностей, предназначенных исключительно для производства этого вида моторного топлива. Не каждая компания готова вкладывать значительные средства в производство бензина. Эффективность таких инвестиций сомнительна, поскольку регуляторы проводят политику сдерживания цен на моторное топливо внутри страны.
В прошлом году выпуск товарного бензина сократился на 1,8% (0,7 млн тонн) по сравнению с 2016 годом - до 39,2 млн тонн. Сокращение производства товарного бензина, соответствующего экологическому классу 5 (российский аналог ЕВРО 5), объяснялось снижением спроса на внутреннем рынке из-за кризисных явлений в российской экономике.
В настоящее время российские НПЗ выпускают бензин в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но профицит предложения невелик. Кроме того, НПЗ имеют технические ограничения, которые не позволяют резко нарастить производство, в случае возникновения ажиотажного спроса - особенно в летние месяцы.
Если российские компании последуют примеру "Сургутнефтегаза" и начнут вывозить большие объемы товарного бензина за рубеж, то на внутреннем рынке может образоваться нехватка этого вида топлива во время пика спроса. Дефицит бензина неминуемо приведет к очередному скачку цен, а ФАС и другим регуляторам снова придется принимать экстренные меры.
Надежда на новых производителей
Увеличение предложения бензина в ближайшие месяцы можно ожидать только от двух производителей: принадлежащего "Татнефти" TATN ТАНЕКО и Антипинского НПЗ, входящего в группу "Новый поток". Эти два предприятия являются лидерами среди российских НПЗ по глубине переработки нефти, которая достигает 98%, но выпускать товарный бензин пока не способны.
В начале года президент РФ Владимир Путина запустил в эксплуатацию две технологические установки - изомеризации и гидроочистки нафты - на заводе ТАНЕКО, что позволит выпускать компоненты высокооктанового бензина класса 5. Однако точные сроки начала производства конечного продукта остаются неизвестны. Представители руководства "Татнефти" и ТАНЕКО заверяют, что это произойдет в этом году. Ранее неоднократно сообщалось о начале производства автомобильного бензина в 2016 году и 2017 году, но по разным причинам сроки постоянно переносились.
Антипинский НПЗ также неоднократно откладывал начало выпуска автомобильного бензина. 15 марта пресс-служба "Нового потока" сообщила о завершении монтажа установки, на которой будет выпускаться высокооктановый бензин марок АИ-92 и АИ-95 стандарта ЕВРО 5. Начало производства запланировано на второй квартал 2018 года после завершения пуско-наладочных работ.
Эксперты полагают, что Антипинский НПЗ сможет выпускать более 1 млн тонн товарного бензина ежегодно, что поможет решить проблему дефицита даже во время автомобильного сезона, который начнется в следующем месяце.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль