Малый бизнес, лишённый получения недорогих кредитов, оказался под прессом монополистов и не имеет возможности развивать новые технологии, заказывать у отечественных производителей новое оборудование и материалы. В условиях жесткого ценового давления со стороны добывающих «монстров» отечественные сервисные компании ограничены в возможностях инвестирования средств в развитие. В противоположность норвежской модели развития отрасли, когда государство специальными мерами стимулировало развитие отечественного нефтесервиса и, соответственно, производства отечественного нефтегазового оборудования, у нас создаются условия для усиления доминирования крупных добывающих компаний. Учитывая специфически высокую ставку по кредитам, это неизбежно ведет к дальнейшему ослаблению отечественного нефтесервиса и производства нефтегазового оборудования и создает дополнительные преимущества для крупных зарубежных нефтесервисных компаний.
Независимые добывающие и нефтесервисные компании являются важнейшим центром консолидации отраслевых знаний и технологических ресурсов, перспективной базой их обмена на договорной основе. Именно малые компании стали основной движущей силой американской сланцевой революции. Сегодня в США действует около 8 тыс. таких предприятий, которые в совокупности добывают 230 млн тонн сланцевой нефти в год.
Развитию небольших компаний в России препятствует существующая налоговая система. В тех же США благодаря гибкой фискальной политике являются рентабельными скважины, дающие менее 2 тонн нефти в сутки (в 2015 г. они дали 10% от всего объема добытой нефти в стране). У нас за порогом рентабельности оказываются скважины, выдающие по 4 тонны.
Деятельность независимого нефтесервиса в наибольшей степени способствует инновационному развитию топливно-энергетического комплекса страны, поскольку малые независимые компании находятся в непрерывном поиске новых способов освоения месторождений, внедряют, прежде всего, отечественные технологии и разработки, тем самым способствуя более эффективному использованию минерально-сырьевой базы.
Как полагает ответственный редактор приложения «Независимой газеты» ? «НГ-Энергия» Олег Никифоров, в этой связи заслуживает внимание исследование компании Simple Analytics (агентства, специализирующееся на маркетинговых исследованиях российского рынка промышленно-инфраструктурного строительства и инжиниринга) об уровне конкуренции в России. Оно показывает, что российский рынок представляет собой зону c олигопольной конкуренцией, т.е. практически в каждой из рассмотренных отраслей существует на самом деле не более 5–10 крупных компаний, которые и делят между собой рынок. Это значит, что они могут (пусть и не явно) диктовать свои условия как поставщикам, так и заказчикам.
Результаты конкурентного анализа показывают, что в состоянии олигопольной конкуренции сегодня находятся отрасли черной и цветной металлургии, отрасль информационных технологий, отрасль нефтегазового сервиса, страхование, агропромышленный комплекс, отрасль электроэнергетики, банковский сектор, транспортная отрасль, отрасль телекоммуникаций и связи, отрасль нефте- и газодобычи, а также отрасль жилищно-коммунального хозяйства. В этих отраслях не более одного десятка ключевых компаний, имеющих ресурс для инвестирования в развитие бизнеса. Прочие компании либо неплатежеспособны, либо их инвестиционные программы, как и рыночная доля, незначительны.
«Это одна из главных проблем России сегодня: при постоянной декларации о поддержке малого и среднего бизнеса по факту его положение становится хуже, ? констатирует известный политтехнолог Евгений Минченко. ? Я могу об этом судить на основании тех исследований, которые мы проводим в регионах. Малый и средний бизнес чувствует, что у них выбивают почву из-под ног. Здесь есть несколько составляющих: первое ? доминирование крупных государственных игроков, второе ? создание наследственной аристократии, причем как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном. По сути дела, создаются клановые самовоспроизводящиеся системы».
А директор Института глобализации Михаил Делягин полагает, что «крупный бизнес вычищает малый и средний из всех углов и пор нашего экономического организма».
При этом… «Практически во всем мире нефтегазовый сервис ? это бизнес для своих (для небольшого производственного коллектива ? ред.), ? подчеркивает директор Российского национального комитета Мирового нефтяного совета Владимир Корнев. ? Сейсморазведка, бурение, закачка скважин, производство передвижных лабораторий, ремонтные работы ? это предмет деятельности небольших предприятий, которые работают на грани постоянного бизнес-риска». Риски есть, а льготных кредитов нет. Такие у нас приоритеты.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль