
В целом график соответствует истории строительства первого Nord Stream.
Тогда газопровод Opal, играющий такую же роль, как Eugal (доставка газа с севера Германии в Чехию), вводился с годичным промежутком между первой и второй нитками — осенью 2011 и 2012 годов соответственно. Но в данном случае сроки по строительству газопроводов были привязаны к концу транзитного контракта с Украиной, который истекает 31 декабря 2019 года. Невозможность полностью загрузить Nord Stream 2 в первый год эксплуатации означает, что у «Газпрома» нет даже теоретических шансов избежать нового соглашения о транзите с Украиной, которое покрывало бы как минимум 2020 год.
В 2017 году «Газпром» прокачал через Украину 93 млрд кубометров газа. И даже если «Газпром» будет полностью загружать доступные мощности Nord Stream 2 и успеет построить обе нитки «Турецкого потока» (по 15,75 млрд кубометров), компании все равно придется прокачивать через Украину не менее 30 млрд кубометров в 2020 году при сохранении текущего спроса на российский газ в Европе. Однако «Газпром» уже наверняка не успеет построить газопроводы на Балканах для подачи газа в ЕС из второй нитки «Турецкого потока» — строительство даже небольшого магистрального газопровода занимает не менее полутора лет, а Болгария, Сербия и Венгрия пока даже не начали процесс выдачи разрешений. Вероятно, к началу 2020 года «Газпром» сможет использовать «Турецкий поток» только для нужд Турции, сняв с украинского направления около 16 млрд кубометров транзита. В таком случае «Газпрому» потребуется прокачивать через Украину уже 43 млрд кубометров в 2020 году. В противном случае компании придется нарушать долгосрочные контракты с потребителями, что может обернуться штрафами и потерями на миллиарды долларов.
Все эти оценки объемов необходимого украинского транзита сделаны на основании текущего уровня спроса на российский газ в Европе, но в ближайшие годы эта потребность может вырасти. Так, если правительство Нидерландов в марте решит сократить добычу на крупнейшем в ЕС месторождении Гронинген с нынешних 21,6 млрд кубометров до 12 млрд кубометров (это рекомендация регулятора после землетрясений в начале года), потребности страны в импорте увеличатся на 10 млрд кубометров в год. И даже если «Газпром» займет только половину освободившейся рыночной ниши, для роста экспорта на 5 млрд кубометров не будет иного варианта, кроме украинского маршрута.
Как отмечает Симон Пирани из Оксфордского института энергетических исследований, «Газпром» может к 2024 году обеспечить полную загрузку Nord Stream 2 и двух ниток «Турецкого потока», что, вероятно, позволит компании отказаться от украинского маршрута для обеспечения портфеля долгосрочных контрактов (около 180 млрд кубометров в год). Но, по его мнению, учитывая рост спроса на российский газ, компания «на практике не сможет полностью закрыть дверь для украинского транзита», даже когда указанные газопроводы будут построены.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль