В 2013 году на Гронинген было добыто 53,8 млрд куб. м – объем невиданный с 80-х годов прошлого века. Shell и ExxonMobil объяснили рост добычи необходимость покончить с зависимостью от импорта газа из России.
В августе 2012 года в Нидерландах произошло землетрясение магнитудой 3,6. Жертв удалось избежать, но многие строения, включая жилые дома, были разрушены или серьезно повреждены. Эта "дрожь земли" стала тревожным предупреждением. Из-за возросшей сейсмической активности правительство страны начало планомерное снижение добычи. На 2017-2018 газовый год было установлен лимит в 21,6 млрд куб. м.
8 января 2018 года произошло очередное землетрясение магнитудой 3,4, которое привело к большим разрушениям в районе Гронигена. Это вызвало волну возмущения среди местных жителей. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заставил Shell и ExxonMobil полностью остановить добычу в районе эпицентра землетрясения и обещал принять решение о дальнейшей судьбе Гронингена в ближайшие месяцы. Данное слово Рютте сдержал. Вердикт правительства гласит: к 2022 добыча должна быть сокращена до 12 млрд куб. м/г, а к 2030 году – остановлена полностью.
Уже в этом году Нидерланды станут нетто-импортером газа, а в ближайшие годы зависимость от поставок из-за рубежа значительно возрастет, поскольку возместить снижение добычи на Гронингене за счет других месторождений не представляется возможным.
В последнем отчете Европейская комиссия (ЕК) сообщила о росте на 6% потребления газа в ЕС в 2017 году – до 491 млрд куб. м. Рост потребления наблюдается третий год подряд. В 2015 и 2016 годах темпы роста составили 4% и 7% соответственно. Европа потребляет все больше газа, несмотря на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), переход на которые происходит при финансовой поддержке Брюсселя. Многие страны ЕС по соображения экологической безопасности отказываются от атомной энергетики и угля, на смену которым приходит газ, а не ВИЭ.
Спрос на природный газ – самое чистое ископаемое топливо – растет на фоне падения собственной добычи. В 2017 году в странах ЕС снизили добычу на 3% – до 128 млрд куб. м. В этом году падение ускорится из-за решения правительства Нидерландов снизить производство на Гронингене.
Импорт газа в страны ЕС в 2017 году вырос на 10% по сравнению с годом ранее, составив 360 млрд куб. м. За поставленные объемы было заплачено 75 млрд евро – на 28% больше, чем год назад.
Больше всего выросли поставки трубопроводного газа из России – на 12% год к году, достигнув 154,8 млрд куб. м. В 2017 году доля России в импорте газа в ЕС составила 43%, что вызвало большую обеспокоенность в Брюсселе.
ЕС также наращивает закупки СПГ, которые в прошлом году выросли на 12%. Крупнейшим поставщиком стал Катар – 41% от всего объема импорта этого вида топлива. За Катаром следуют Нигерия и Алжир. На США пришлось всего 4% импорта СПГ в ЕС. Надежды на то, что Европа станет основным рынком сбыта для СПГ из США, не сбылись.
При этом, европейские терминалы по приему СПГ в прошлом году оставались загруженными менее чем на 25%, а в Брюсселе вынашивают планы о создании дополнительных мощностей.
Куда уплыл американский СПГ
По данным EIA (Управление энергетической информации) США, в прошлом году экспорт СПГ из страны вырос почти в четыре раза – до 1,94 млрд куб. футов/сут. (свыше 20 млрд куб. м/г) по сравнению с 0,5 млрд куб. футов/сут. в 2016 году. Поставки осуществлялись в 25 стран, но 53% всех экспортных объемов получили три страны – Мексика, Южная Корея и Китай.
В соседнюю Мексику было поставлено 20% от всего СПГ, произведенного в США. Потребности мексиканской экономики в природном газе постоянно растут, поскольку этот вид топлива все больше используется для генерации электроэнергии. В Мексику проложен газопровод, но его мощность не обеспечивает растущие потребности страны, поэтому дефицит восполняется за счет СПГ. Кроме того, из-за близости Мексики к Техасу – нефтегазовой кладовой США – транспортные расходы сведены к минимуму.
Вторым важным экспортным направлением стала Юго-Восточная Азия, где спрос на природный газ стремительно растет. Кроме того, цены на СПГ, поставляемый в этот регион, привязаны к котировкам нефти, которые значительно повысились в прошлом году. Американский СПГ не привязан к нефти, цены на него зависят от стоимости газа в Henry Hub – распределительном центре в штате Луизиана. Дифференциал между ценами в Henry Hub и Юго-Восточной Азии значительно вырос во второй половине прошлого года, что привело к быстрому росту экспорта американского СПГ.
Второе и третье место заняли Южная Корея и Китай, которые получили 18% и 15% американского СПГ. Поставки осуществлялись как по срочным контрактам, так и по ценам спотового рынка.
В прошлом году 60% американского СПГ было реализовано на спотовом рынке. Все производственные мощности СПГ-завода в Sabine Pass зарезервированы разными компаниями в соответствии с долгосрочными контрактами. Однако в контрактах предусмотрены гибкие условия поставки. Это позволяет направлять груз в любой регион мира в зависимости от рыночной конъюнктуры, что дает американцам большие конкурентные преимущества.
Всей объединенной Европе в прошлом году досталось менее 10% американского СПГ, или около 2 млрд куб. м (после ре-газификации).
В начале года был введен в эксплуатацию завод Cove Point, что увеличило мощности по производству СПГ до 3,6 млрд куб. футов/сут. К 2020 году мощность СПГ-заводов в США планируется нарастить до 9,6 млрд куб. футов./сут. Если это произойдет, то европейцам, возможно, достанется кусочек американского газового пирога побольше.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль