Сегодня американский газ занимает самую малую долю на европейском рынке, говорит она.
"С начала года в Европу пришло 12 танкеров с газом из США. Это всего лишь 1 млрд куб. м. В прошлом году было поставлено 3-4 млрд. Это при том, что объемы американского экспорта растут, Европа имеет самую маленькую долю в поставках. И все это потому, что цена на европейском рынке не позволяет экспортерам американского газа получать прибыль, а зачастую это убытки", - отмечает Белова.
Более привлекательным для североамериканских производителей выглядит азиатский рынок, спрос на котором, по словам экспертов, сегодня растет "галопом". Как следствие, стоимость газа в Азии, которая увеличивает долю этого топлива в потреблении, отказываясь от угольной генерации и АЭС, намного выше, чем в Европе.
По мнению Гривача, премия азиатского рынка к европейскому сохранится при любой динамике.
"Если допустить, что в Азии прекращается спрос, и цена там падает, то это приведет к тому, что цена на газ в Европе тоже упадет. И это не сделает американский СПГ более конкурентоспособным на рынке ЕС. Вывод такой, что даже если цены упадут, российский газ все равно останется рентабельным, а сжиженный - убыточным", - уверен он.
Теоретически места на рынке Европы хватит и российскому и американскому газу, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Однако проблема в том, что трубопроводный газ всегда будет дешевле сжиженного, уверен он. Это объясняется технологическими особенностями транспортировки газа.
"Даже если вы перегоняете трубопроводный газ из восточной части Западной Сибири, например, в Голландию, то вы сжигаете четверть объема этого газа при перекачке. При производстве сжиженного газа с учетом сегодняшних технологий, вы сжигаете до половины этого объема, - поясняет он. - Поэтому, даже если мы представим, что себестоимость американского газа стала вдруг сопоставима с российским, наш все равно будет выигрывать".
Темная лошадка
Однако, по мнению Корнилова из "Атона", недооценивать американский газ не стоит. "Совокупная мощность всех СПГ- проектов, которые будут введены до 2020 года в США, составит 7 млн тонн [в год]. Это достаточно серьезная цифра. Для сравнения: мощность "Ямал СПГ" - 16,5 млн тонн", - говорит он.
США - лидер в области технологий, что помогло им совершить сланцевую революцию, напоминают эксперты. Однако, по мнению Делягина, "намеков на революцию в технологии сжижения, что позволило бы ее заметно удешевить, пока нет".
При этом спрос на газ в Европе уже не будет расти такими быстрыми темпами как раньше, предупреждает Белова из Vygon.
"Мы исходим из того, что пик потребления газа в Европе был пройден в 2010 году - 560-570 млрд куб. м. Сейчас спрос растет, но он не будет выше этого уровня", - говорит она.
"Окно возможностей" для российского газа открывает то, что собственная добыча в Европе падает, отмечает Белова. По оценкам компании, до 2025 года дополнительные потребности Европы в газе составят около 60 млрд куб. м в год.
Обеспокоенность по поводу будущего российского газа в Европе вызывает и возможность введения санкций против участников проекта "Северный поток - 2", ранее говорил министр энергетики Александр Новак.
Впрочем, участники дискуссии в ТАСС не сомневаются, что у России хватит ресурсов, чтобы закончить проект самостоятельно в случае реализации такого сценария. "Опасность заключается в том, что санкции могут угрожать подрядчикам проекта. А найти, например, неевропейского или неамериканского трубоукладчика будет сложно, - говорит Белова.
В то же время строительство газопровода уже началось, а применить санкции к действующему проекту, скорее всего, будет невозможно, полагает она.
В заключение эксперты напомнили, что у импортного сжиженного газа остается еще один недостаток, от которого пока не удается избавиться, - привязка цены к нефтяным котировкам. По словам Гривача, попытки отвязать ценообразование привели только к тому, что эта привязка стала еще более плотной.
"Если раньше эта привязка осуществлялась к ценам на нефтепродукты за последние 6-9 месяцев, и динамика более или менее сглаживались, то сейчас мы видим, что цены на хабах еще активнее ориентируются на цены на нефть. Нефть выросла - и цены на спот выросли точно также", - заключает он.
По словам Михаила Делягина, за последние 20 лет прилагались большие усилия для того, чтобы отвязать цены газа от цены нефти. "Однако они ни к чему не привели, и это, наверное, что-то да значит", - отметил эксперт.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль