Теоретически формирование тарифов на прокачку по европейским правилам может сделать этот вопрос менее дискуссионным (Украина недавно подала новый иск к «Газпрому», требуя повысить тарифы на прокачку в 2018–2019 годах. — РБК), но главный вопрос — в правоприменении, которое, в свою очередь, зависит от политической ситуации на Украине, говорит Гривач. По его словам, условия действующего контракта были вполне прозрачными, но это не спасло «Газпром» и «Нафтогаз» от взаимных претензий.
Украина в ходе переговоров будет пытаться как минимум сохранить тот объем платежей, которые сейчас получает от транзита российского газа, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В прошлом году транзит через Украину составил 93 млрд куб. м, напоминает Гривач. «Нафтогаз» хотел бы увеличить этот объем до 141 млрд куб. м в год, взамен снизив тарифы на прокачку на 20% от текущего уровня. Это возможно в том случае, если Россия перестанет блокировать экспортные поставки частных российских компаний и компаний из Средней Азии, объяснил «Нафтогаз». В ближайшие пять-десять лет загрузка украинской ГТС вырастет без таких усилий с российской стороны, следует из слов Александра Новака. Потребление газа в Европе будет расти, по предварительным оценкам, так что за этот период экспорт газа может вырасти на 17–25 млрд куб. м, объяснил министр.
Главное условие России — урегулирование спора в Стокгольмском арбитраже, его накануне озвучил президент Путин, напомнил Новак. «Нафтогаз» и «Газпром» подали встречные иски в Стокгольмский арбитраж в 2014 году, в декабре 2017-го и в феврале 2018 года суд вынес решения, согласно которым «Газпром» оказался должен «Нафтогазу» $2,6 млрд. «Нафтогаз» уже приступил к арестам активов «Газпрома» в Европе, но «Газпром» добился приостановки этого процесса в суде шведского округа Свеа.
На переговорах 17 июля Новак поднял вопрос о мировом соглашении между «Газпромом» и «Нафтогазом», но никакого решения принято не было, рассказал он журналистам. Министр также поставил вопрос о прекращении попыток Киева взыскать с «Газпрома» $2,6 млрд до окончательного разрешения спора. «Позиция России абсолютно логична: подписать новый долгосрочный контракт, не урегулировав претензии по действующему, вряд ли возможно», — заключает Гривач. Встреча 17 июля была «организационной», основные консультации «эксперты высокого уровня» проведут осенью, обсуждения по существу начнутся в октябре, рассказал Шефчович (цитата по «Интерфаксу»).
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль