Вы считаете, что США специально стремятся поднять цены на газ в Европе?
— Да, думаю, они полагают, что этого можно добиться, если отсечь по возможности более конкурентоспособный, чем СПГ из США, российский газ, в том числе вынудить «Газпром» пойти на сохранение широкомасштабного и более дорогого, чем транспортировка по новым обходным трубопроводам, транзита через Украину. Дональд Трамп в 2017 году во время визита в Польшу фактически проговорился, отметив, что цены в Европе при поставках СПГ из США «немного подрастут».
Сейчас на востоке ЕС создается газотранспортная инфраструктура, коридор «Север-Юг», которая должна соединить действующие и запланированные (стационарные и плавучие) терминалы по приему СПГ в Польше, Литве на севере и Греции, Турции, Хорватии на юге. В принципе, как развитие общей диверсифицированной системы газоснабжения ЕС, это разумно и правильно, но я полагаю, что система будет использована по принципу America First и в рамках стратегии энергетического доминирования США.
— Вы имеете в виду, что новая инфраструктура будет использована для вытеснения газа «Газпрома»?
— Да, будет сделана попытка, насколько возможно, заместить американским СПГ российские поставки в этот регион, в том числе играя на противоречиях между «старыми» и «новыми» членами ЕС и продолжая разыгрывать антироссийскую карту («Газпром» как «энергетическое оружие Кремля», Россия как «ненадежный поставщик» и т. п.). Несмотря на то, что это обойдется Европе дороже и уменьшит для нее надежность поставок.
Эта логика следует также из санкционного закона CAATSA, где говорится о политике противодействия газопроводу «Северный поток-2» (который удешевляет транспортировку российского газа в ЕС и делает его еще более конкурентоспособным против СПГ США) якобы для поддержки Украины, но в следующем абзаце (где вещи называются уже своими именами) — о необходимости стимулировать поставки американского СПГ в Европу для создания рабочих мест в США.
— Но сами европейские политики активно поддерживают покупку СПГ.
— На мой взгляд, вся эта ситуация с конфликтом вокруг Украины связана не только и не столько со стремлением США сделать плохо России, сколько со стремлением устранить оппонента в глобальной конкуренции в лице расколотого Европейского союза (выше цены на газ в Европе — ниже конкурентоспособность ее продукции на мировых рынках).
Так называемые новые члены ЕС, государства Восточной Европы, 15 лет ждали возможности и готовились вступить в союз. Они надеялись и не без оснований рассчитывали на существенное повышение уровня жизни в результате вступления в ЕС. Но в итоге деньги из Брюсселя не пришли по разным причинам, и теперь эти страны ориентируются на США, надеясь получить экономические дивиденды, в том числе по линии НАТО (в качестве защиты от «угрозы с Востока»). Так, власти Польши рассчитывают не только получать СПГ из США для закрытия потребностей своего рынка и избавления от российского газа, но и чтобы реэкспортировать этот СПГ далее вглубь Европы. Конечно, мощностей приемного терминала в Свиноустье не хватит для этого, но сам лозунг выглядит очень привлекательным.
— Как вы оцениваете проект Quo Vadis, в котором излагаются возможные будущие подходы к регулированию газового рынка ЕС?
— Что удивительно, недавние инициативы Еврокомиссии, похоже, направлены на удовлетворение скорее интересов США, нежели самого ЕС. Аналитический проект Quo Vadis был выполнен по заказу Еврокомиссии для внесения корректив в систему регулирования рынка газа ЕС с заявленной целью «повышения благосостояния ЕС» (пусть этот проект и представлен пока лишь как «интеллектуальное упражнение»). Фактически же Quo Vadis предлагает, на мой взгляд, системную программу вытеснения российского газа из зоны его исторического доминирования (на востоке нынешнего ЕС) и его замену там импортным СПГ. В первую очередь, видимо, американским, ибо на подходе ввод новых мощностей по сжижению в Соединенных Штатах. Что приведет к росту газовых цен в ЕС. Цель — убрать конкурента. Ничего личного. Только бизнес. America First.
В апреле должны начаться переговоры о судьбе транзита российского газа через Украину. Ситуация такова, что «Газпром» не сможет обойтись без украинских газопроводов как минимум еще в 2020 году, а то и дольше. С учетом острого конфликта РФ с Украиной и деградации диалога с ЕС, который традиционно выступал посредником в газовых кризисах, переговоры обещают стать одними из самых сложных в истории. “Ъ” рассмотрел варианты возможных действий «Газпрома», их вероятную цену и основные последствия.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль