
Несмотря на большие капитальные затраты, связанные с модернизацией НПЗ, в 2016 году компания получила прибыть в размере $65 млн при выручке в $3 млрд. Однако совокупный долг "Нового потока" в конце 2016 г. достиг $2,5 млрд. При этом долг перед "Сбербанком" составляет больше половины этой суммы.
Снижение цен на нефть и налоговый маневр значительно ухудшили экономику нефтепереработки внутри России. Успешно могут работать только заводы, которые способны эффективно перерабатывать нефть и выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью – прежде всего моторное топливо стандарта "Евро-5" или нефтехимическую продукцию.
"Новый поток" стал совладельцем Афипского НПЗ в Краснодарском крае, который принадлежит компании "Нефтегазиндустрия" Владимира Когана – бывшим руководителем департамента Минрегионразвитя РФ.
"Нефтегазиндустрия" в 2010 г. приобрела завод у структур Олега Дерипаски. После смены владельца на Афипском НПЗ началась модернизация и расширение производства. Когану быстро удалось решить вопрос с подключением завода к системе Траснефти – раньше сырье доставлялось по железной дороге. Мощность переработки была увеличена с 2,5 млн т/г до 6 млн т/г. Коган заявлял о намерении довести этот показатель до 9 млн т/г. При этом в результате модернизации глубина переработки должна была возрасти с 51% до 93%. Модернизацию планировалось завершить к концу 2017 г. Минэкономики Краснодарского края оценивало стоимость проекта по модернизации Афипского НПЗ в 80 млрд рублей.
Афипский НПЗ является экспортно-ориентированным предприятием, поскольку расположен близко к побережью Черного моря. Свыше 80% продукции завода поставляется за рубеж. "Нефтегазиндустрия" даже планировала построить в районе Новороссийска собственный экспортный терминал пропускной способностью до 11 млн т/г, который должен быть связан с НПЗ нефтепроводом.
Семь лет назад Олег Дерипаска был вынужден продать Афипский НПЗ, поскольку испытывал серьезные финансовые трудности. Теперь настал черед Когана, который столкнулся с такими же проблемами.
Падение цен на нефть, девальвация рубля и налоговый маневр ухудшили финансовые показатели некогда прибыльного предприятия. В конце 2016 года долгосрочная задолженность завода взлетела до 63,685 млрд рублей по сравнению с 20,678 млрд рублей в 2014 г. При этом выручка предприятия в 2016 г. составила всего 6,495 млрд рублей. "Нефтегазиндустрия" сумела завершить первый этап модернизации НПЗ, который, по оценке экспертов, обошелся компании в $2,3 млрд, но для реализации второго этапа средств нет. В связи с тем, что завершить модернизацию самостоятельно не представляется возможным, контроль над заводом был передан "Новому потоку", который имеет опыт кризисного управления. Особо следует отметить, что "Сбербанк" – основной кредитор "Нового потока" – стал финансовым партнером "проекта развития Афипского НПЗ".
Группа АРЕТИ стала владельцем 50% группы компаний "Новый поток" (New Stream Group). Глава зарегистрированной в Швейцарии АРЕТИ известный бизнесмен Игорь Макаров займет пост председателя Совета директоров управляющей компании "Новый поток", а также холдинговой компании New Stream Holding.
Дмирий Мазуров останется президентом "Нового потока" и New Stream Holding, сосредоточившись на оперативном управлении. ФАС получила от АРЕТИ соответствующее заявление о завершении сделки.
Стоимость сделки не разглашается, но очевидно, что "Новый поток", получив средства, сможет решить насущные финансовые проблемы: в первую очередь сократить долг перед "Сбербанком". Кроме того, считается, что АРЕТИ имеет доступ к рынку капитала на Западе и способна привлечь кредиты в западных банках.
Международная группа компаний АРЕТИ – это "Итера" наоборот. В 90-е годы "Итера" была крупнейшей независимой нефтегазовой компанией в России, владела крупными добывающими и сбытовыми активами, выполняла поставки туркменского газа на Украину и другие бывшие советские республики. Фантастический взлет "Итеры" связан с умением налаживать и поддерживать связи с ключевыми фигурами, среди которых особо выделяются бывший глава Газпрома Рем Вяхирев, "украинская газовая принцесса" Юлия Тимошенко, туркменбаши (главой туркмен) Сапармурат Ниязов.
После отставки Вяхирева новый руководитель Газпрома Алексей Миллер кардинально изменил отношения с "Итерой". Независимая компания была вынуждена уступить часть своих активов и уйти с рынка бывших советских республик.
Понимая бесперспективность противостояния с Газпромом в одиночку, Макаров долгое время безуспешно пытался найти российского или зарубежного партера. В конце концов "Итеру" в два приема поглотила Роснефть, которой руководит Игорь Сечин. Сначала Роснефть получила 51% "Итеры", в 2013 г. за $2,9 млрд выкупила оставшуюся долю. У Макарова осталась Itera Holdings Ltd. – компания с зарубежной пропиской, но без значимых активов в российской нефтегазовой отрасли. Надежды на сотрудничество с Роснефтью в газовом бизнесе не оправдались. Сечин громко заявил о своих амбициях в газовой сфере, решив потеснить Газпром как внутреннем, так и на внешнем рынках. Деятельному руководителю Роснефти попутчики были не нужны.
В 2015 г. Itera Holdings превратилась в Areti Group, которая имеет интересы в разных сферах, от торговли зерном и нефтепродуктами до производства метанола и строительства. Кроме того, Макаров сумел сохранить контроль над одним ценным добывающим активом – блоком 21 на туркменском шельфе Каспия. По данным туркменских источников, извлекаемые запасы блока 21 составляют более 200 млн т нефти и около 200 млрд куб. м газа. По западным стандартам такое месторождение считается гигантским.
После приобретения 50% "Нового потока", АРЕТИ вернулась в высшую лигу российской нефтегазовой отрасли. Бывшая "Итера" стала совладельцем компании, которая уже контролирует 5% перерабатывающих мощностей России. По мере модернизации и увеличения объемов производства на Марийском и Афипском НПЗ эта доля будет расти. Более того, "Новый поток" не собирается останавливаться на достигнутом и планирует "ряд новых стратегических приобретений". В России остается много нефтеперерабатывающих предприятий, которые не имеют средств для проведения или завершения модернизации. В нынешних условиях независимые НПЗ, имеющие низкую техническую оснащенность, не могут эффективно работать, поэтому становятся объектами для поглощения. В ближайшие месяцы следует ожидать новых поглощений независимых нефтеперерабатывающих предприятий.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль