Сдержанно выжаты
Компании официально не комментировали причины продажи бизнеса. Однако к сделке их могло подтолкнуть сложное положение независимых операторов на рынке. За 2018 год рост цен на бензин вдвое превысил инфляцию. На фоне этого независимые АЗС, которые вынуждены устанавливать более высокие цены, чем заправки крупных нефтяных компаний, начали терять клиентов.
В августе 2018 года президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин говорил “Ъ”, что из-за скачка цен на топливо от независимых АЗС в Санкт-Петербурге ушло до 40% потребителей, поскольку на заправках нефтяных компаний стоимость топлива была на 1,5–3,5 рубля ниже. В этом году разница в стоимости сократилась из-за решений правительства по стабилизации цен, признает господин Ашихмин. При этом Российский топливный союз в конце мая жаловался вице-премьеру Дмитрию Козаку, что рентабельность продаж топлива на АЗС снова становится отрицательной.
С господином Ашихминым согласен Евгений Насиров из «Крединформ»: на сегодняшний день, говорит он, существует договоренность между нефтяными компаниями и государством об искусственном сдерживании цен на топливо. «Крупным государственным компаниям, таким как "Роснефть", "Газпром", "Татнефть", проще субсидировать часть недополученных доходов с помощью правительства РФ, собственных средств, либо за счет доходов от других, более прибыльных видов деятельности. Частный топливный бизнес не обладает такими привилегиями, что ставит его в весьма затруднительное положение»,— подчеркивает господин Насиров.
По подсчетам агентства, снижение выручки ПТК при одновременном росте себестоимости уменьшило размер валовой прибыли за 2018 год почти на 17%. Это негативно сказалось на конечном финансовом результате компании: чистый убыток по итогам года составил 300 млн рублей. Аналогичная ситуация у Neste: чистая прибыль, по данным системы «Глобас», снизилась на 51% за последние три года, совокупные затраты возросли на 53%, более чем в три раза уменьшились все показатели рентабельности. «На фоне развивающийся негативной тенденции и было принято решение о продаже актива, постепенно теряющего экономическую привлекательность,— уверен господин Насиров.— Neste всегда выступала за рыночную политику, для них те решения, которые принимались правительством РФ, были шоковыми».
«Как можно в рыночной экономике сказать "стоп" и выстроить всех в один ряд?» — заявлял ранее “Ъ” господин Ашихмин. По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, на топливном рынке северо-запада работают «Лукойл» (20%), «Роснефть» (с приобретением ПТК нарастила долю с 8% до 23%), «Газпромнефть» (11%), «Татнефть» (с покупкой Neste нарастила долю с 2% до 11%), «Киришиавтосервис» (9%), Shell (7%), «Линос» (5%), «Фаэтон» (4%) и другие (доля менее 3%).
Ценовой рэкет
«Столь значительная доля — более 70% рынка топлива в регионе контролируют ВИНКи — позволяет диктовать условия и влиять на ценовую политику»,— убежден Евгений Насиров. Он считает, что правительство и ВИНК продолжат соблюдать негласные договоренности по сдерживанию цен на бензин в пределах инфляции, ожидая роста в 4,5–5% в год.
Финансовое состояние частных топливных компаний продолжит ухудшаться ввиду отсутствия официальной договоренности по сдерживанию цен и субсидий. В связи с этим эксперт предрекает дальнейшую национализацию топливных компаний.
«Роснефть», как в случае с другими приобретенными АЗС (ТНК и ВР), будет ребрендировать заправки ПТК, считает господин Насиров. Компания стремится усиливать свои позиции на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов, при этом важно иметь единый узнаваемый бренд. Общая стоимость ребрендинга может составить около 1–2 млрд рублей, включая парк бензовозов и две нефтебазы. В самой «Роснефти» на запрос BG не ответили.
Стоимость замены фирменной символики для одной АЗС оценивается в 4 млн рублей. «На станциях "Роснефти" гибкая система скидок и выгодных предложений, компания активно занимается развитием кафе при АЗС. Замена положительно скажется на потребителях,— говорит господин Насиров.— Однако смена владельцев АЗС Neste окажет существенное влияние на выбор потребителя. Прогнозируется снижение розничных цен на бензин и сопутствующие товары».
Собеседники BG — оптовые и частные клиенты Neste — сожалеют об уходе компании с российского рынка, отмечая, что качество ее услуг было заметно выше доступного у конкурентов (иногда даже у Shell) и явно превосходит тот сервис, который предлагает «Татнефть».
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль