Прошлой весной топливо в России стремительно дорожало – с 18 марта и по конец мая цены на бензин и дизельное топливо выросли на 8–9%. Обсуждение кризиса было вынесено на уровень президента Владимира Путина, правительству пришлось ввести ручное управление ценами. В итоге Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заключили с 10 крупнейшими нефтяными компаниями соглашения, по которым те обязались поставлять определенное количество топлива на внутренний рынок, а также сдерживать рост цен как в рознице, так и в мелком опте.
С начала года изменилась и налоговая нагрузка. В 1,5 раза были повышены акцизы на бензин и дизтопливо и продолжен налоговый маневр – снижение экспортной пошлины на нефть и повышение НДПИ. Дополнительные доходы бюджета от налогового маневра оцениваются в 1,3–1,6 трлн руб. в течение шести лет, говорил Козак. В итоге нефть для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) подорожала. Чтобы сдержать рост стоимости нефтепродуктов и не допустить дефицита, правительство и предоставило НПЗ компенсацию: 60% разницы между внутренней и экспортной ценами на нефтепродукты (без учета транспортных расходов и пошлин). Если же внешние цены оказываются ниже внутренних, то уже нефтяники доплачивают бюджету, что и произошло этой зимой.
Механизм компенсации за поставки топлива на внутренний рынок был настроен неидеально, признало правительство в конце марта и согласилось увеличить компенсацию нефтяным компаниям. Минфин прежде оценивал дополнительные потери бюджета в 190 млрд руб. и требовал, чтобы были найдены источники их компенсации. Договориться о них Минэнерго и Минфину пока не удается.
Даже без изменения механизма компенсация может превысить 300 млрд руб. Такой она была бы при сохранении мартовских цен, но в апреле они выросли, а потому компенсация может достигнуть уже 440 млрд руб., подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Надбавка к НДПИ компенсирует бюджету 105 млрд руб. потерь, говорит он.
Компенсация в 450 млрд руб. вдвое больше суммы, которую государство экономит, не индексируя пенсии работающим пенсионерам, в 1,6 раза больше расходов федерального бюджета в 2019–2024 гг. на развитие дорожного хозяйства (280 млрд руб.). И лишь немногим больше получит бюджет от повышения с 2019 г. НДС с 18 до 20% (500 млрд руб.).
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль