Собеседники “Ъ” в газовой отрасли и среди юристов считают позицию «Нафтогаза» в рамках данного иска слабой. Во-первых, компания уже безуспешно пыталась пересмотреть уровень транзитного тарифа в иске в Стокгольмский арбитраж, поданном в 2014 году. Однако в феврале этого года арбитры, которые в целом были благосклонны к «Нафтогазу» (они усмотрели в контракте на транзит существование принципа «качай или плати» и постановили «Газпрому» выплатить $4,6 млрд), требование о пересмотре тарифов отклонили. В частности, они решили, что установление тарифов в соответствии с украинским или европейским регулированием, чего требовал «Нафтогаз», выходит за рамки их полномочий. Поэтому, считают собеседники “Ъ”, «Нафтогазу» будет сложно убедить арбитров в правильности своего подхода «ускоренной амортизации» ГТС. «Арбитраж будет смотреть на контракт и оценивать изменения на рынке.
Нигде в контракте не написано, что "Газпром" должен гарантировать окупаемость инвестиций в ГТС, тем более за пределом срока действия контракта»,— отмечает один из собеседников “Ъ”.
Во-вторых, «Нафтогазу» будет сложно экономически обосновать необходимость роста тарифов, так как сейчас прокачка через Украину является наиболее дорогим для «Газпрома» маршрутом поставок газа в Европу. По оценке “Ъ”, сейчас «Газпром» платит по украинскому направлению $2,52 за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км, по Nord Stream — $1,6 и еще меньше по «Ямал — Европа». Украина же, как писал “Ъ”, требует от «Газпрома» повысить тариф на 33% и при этом прокачивать не менее 110 млрд кубометров в год.
Собеседники “Ъ” полагают, что подача иска напрямую связана с переговорами при участии Еврокомиссии о будущем транзита через Украину, первая встреча в ходе которых должна состояться 17 июля. «Подавая новый иск в арбитраж, "Нафтогаз" ничем не рискует, зато масштаб требований может оказать давление на позицию России, учитывая неприятный для "Газпрома" исход первого арбитражного разбирательства»,— полагает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
По мнению собеседника “Ъ”, даже если эти требования «сложно назвать обоснованными», они усиливают позицию «Нафтогаза» в будущих переговорах.
Украина прекрасно понимает, подчеркивает другой собеседник “Ъ”, что «Газпром» не сможет полностью отказаться от украинского маршрута после 2019 года и вынужден будет искать компромисс.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль