
Сам факт поставок в Европу во многом связан с тем, что в период с декабря по март НОВАТЭК осуществлял экспорт по спотовым контрактам, на долю которых, по оценке VYGON Consulting, будет приходиться 14,5% экспортных объемов "Ямал СПГ", учитывая мощность трех очередей завода (2,4 млн из 16,5 млн т). С апреля компания начала поставки по долгосрочным контрактам, в структуре которых почти 60% (8,3 млн из 14,1 млн т) составляют азиатские потребители, в том числе китайская CNPC, являющаяся акционером проекта. Однако нельзя исключать, что доля европейских потребителей окажется выше 40%: среди компаний, заключивших долгосрочные контракты, есть трейдеры (например, Shell International Trading Middle East), которые смогут продать ямальский газ в любую точку мира. Именно поэтому Минэнерго будет сложно создать механизм, который позволил бы координировать поставки сжиженного и трубопроводного газа.
Длительность контрактов
Мировой рынок СПГ изменился даже по сравнению с тем временем, когда НОВАТЭК начинал проект "Ямал СПГ". Так, в ноябре 2013 года, за месяц до принятия окончательного инвестиционного решения по проекту, НОВАТЭК подписал соглашение с испанской Gas Natural Fenosa на экспорт 2,5 млн т СПГ в год в течение 25 лет. К сегодняшнему дню столь длительные контракты стали редкостью: если в 2016 году в мире было заключено 14 соглашений сроком на десять и более лет, то в 2017-м - лишь шесть (здесь и далее - данные аналитической компании Poten & Partners). Количество контрактов с длительностью от шести до десяти лет за тот же период уменьшилось с десяти до четырех, тогда как с длительностью от двух до пяти лет увеличилось более чем вдвое - с девяти до 20. Средняя же длительность контрактов уменьшилась с 15 лет в 2014 году до 11,5 года в 2016-м и 6,7 года в 2017-м.
Снизился также среднегодовой объем поставок, заложенный в контрактах, - с 900 тыс. т СПГ в 2016 году до 660 тыс. т в 2017-м, а в сегменте договоров сроком от шести до десяти лет он сократился с 760 тыс. т до 210 тыс. Сжался и сам рынок новых контрактов, суммарный объем которых за это же время уменьшился с 30 до 22 млн т СПГ. Иными словами, на долю нового газа остаются небольшие и короткие контракты.
Консерватизм инвесторов
В ближайшем будущем тенденция проявится еще сильнее, учитывая, что до 2030 года, по оценке Poten & Partners, истечет срок действия соглашений с суммарным годовым объемом поставок в 213 млн т СПГ. Для сравнения: в 2016 году, по данным Международного газового союза, глобальный объем торговли СПГ составил 258 млн т.
Собственно, это уже происходит сегодня: из шести долгосрочных контрактов, подписанных в 2017 году, лишь один был заключен оператором еще нереализованного проекта - американской компанией Venture Global, планирующей в 2021 году начать поставки с завода Calcasieu Pass LNG, о котором пока не принято окончательное инвестрешение. Все остальные же соглашения сроком на десять и более лет будут исполнены с использованием уже действующих мощностей.
Следствием этих изменений стал инвестиционный консерватизм в отрасли: за 2016-2017 годы окончательное инвестиционное решение было принято по новым проектам лишь двух компаний: BP, собирающейся построить третью очередь завода Tangguh LNG в Индонезии, чтобы увеличить его годовую мощность до 11,4 млн т СПГ, и Eni, планирующей возвести в Мозамбике завод Coral South FLNG мощностью 3,4 млн т в год. В условиях снижения длительности контрактов компаниям все сложнее использовать механизм проектного финансирования, которое ранее привлекалось под долгосрочные экспортные соглашения.
Изменение рыночной конъюнктуры
На рынке предложение превалирует над спросом: к 2022 году, согласно оценке Международного энергетического агентства, производство СПГ более чем на треть превысит потребление (650 млрд против 460 млрд куб. м). А потому газ с тех немногих проектов, которые в ближайшие годы все же будут реализованы, компании будут продавать по коротким и небольшим по объему контрактам - их будет сложно координировать с поставками трубопроводного газа.
На этом фоне реальной проблемой может стать не конкуренция трубопроводного и сжиженного газа, а стагнация экспорта, который достигнет пика с запуском третьей очереди "Ямала СПГ", намеченной на середину 2019 года. Реализовывать новые СПГ-проекты НОВАТЭКу ("Арктик СПГ-2") и "Газпрому" ("Балтийский СПГ", "Владивосток СПГ") будет непросто не только из-за санкций, но и из-за конъюнктуры мирового рынка, усложняющей жизнь производителям. Однако будет ли это учтено регуляторами, вопрос открытый.?
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль