Теоретическая модель светлого будущего отрасли, описанная в проекте доклада ЦСР, по-своему прекрасна. И утопична. Вывод из-под контроля "Газпрома" оператора ЕСГ в ней приводит к созданию прозрачного и исключительно конкурентного внутреннего рынка. Независимые производители газа добровольно снимают с "Газпрома" часть социальной нагрузки, становясь гарантирующими поставщиками для целых регионов. Все вместе они начиная с 2021 г. стремятся оптимизировать издержки и снижать для промышленности цены. Государство компаниям в этом активно помогает, вводя квоты на добычу. И все бьются за долю внутреннего рынка. Потому что с 2028 г. обещано: пропорционально этой доле будут давать квоты не только на добычу, но и на экспорт. Не то чтобы право... Оно будет исключительно у государства. Но хотя бы надежду, что часть добытого газа заберет по повышенной стоимости. Этакий газовый социализм.
В модели газового рынка ЦСР есть огрехи: построенная по аналогии с рынком мощности, она вводит понятие "банк недобытого газа" и предполагает возможность оперативного регулирования добычи на месторождениях. Но главное - учитывая множество переменных и прогнозных значений, она не способна оценить аппаратный вес ведущих игроков. "Газпром" всегда просил о сохранении монополии на экспорт. Независимые - о перераспределении именно экспортных доходов, а не дополнительной нагрузки. Против такой реформы объединятся все, считают эксперты.
Но их мнение могут проигнорировать, глядя на обещанные в докладе +1,5% к ежегодному росту ВВП и дополнительные 3 трлн руб. бюджетных поступлений ежегодно (ну и что, что с 2035 г.) - они стоят того, чтобы попробовать. Это ж сколько всего еще в новых майских указах напланировать можно будет...
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль