
С другой стороны, забывать о внутреннем потреблении тоже не стоит. Во-первых, все еще сохраняется некоторый объем импорта. Во-вторых, удельное потребление пластиков в России существенно ниже, чем в развитых индустриальных странах. В частности, уже упомянутая "Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года" оценивала нереализованный потенциал спроса на полимеры на внутреннем рынке в размере 34 кг на человека, или свыше 4,8 млн тонн в целом по стране.
Почему в развитых странах высокое душевое потребление полимеров? Да потому, что они наладили массовую переработку полимеров в готовые изделия, заполнив ими внутренний рынок, и активно продвигают на рынках экспортных.
Россия действительно отстает по потреблению полимеров от "нормы" для своего уровня развития, полагают в RUPEC, хотя это отставание значительно ниже объявленного в "Стратегии..." - порядка миллиона тонн в год. Причина, на наш взгляд, в отсутствии следующего передельного звена в цепочке создания стоимости - производства из полимеров конечной продукции.
Понимание этой проблемы у "капитанов отрасли", кажется, есть. По крайней мере, Минпромторг разработал дорожную карту по развитию переработки пластмасс. Теперь дело за бизнесом. Возможно, скоро мы узнаем имена первопроходцев. Не исключено, что свою партию сыграют зарубежные производители.
Кейс локализации западными и восточными грандами производства автомобильных шин в России оказался весьма успешным: теперь отечественные шины с мировыми брендами колесят по дорогам всех континентов.
Импортозамещение: вверх по переделам
Нефтехимический комплекс в грубом приближении можно разделить на несколько основных технологических переделов.
На первом производится первичная обработка сырья с получением полуфабрикатов для следующих стадий. Например, применительно к проекту "ЛУКойла", нефть поступает на НПЗ, где подвергается процессу ректификации (разделению на различные фракции под воздействием температуры). При этом получается в том числе прямогонный бензин, используемый как сырье для нефтехимии. Единичная мощность установки сильно меняется в зависимости от того, какова мощность самого предприятия. Для крупных заводов это чаще всего порядка 1-2 млн тонн в год (по сырью).
Второй уровень - получение олефинов, базовых химических продуктов, таких как этилен, пропилен, бутадиен. Базовый технологический процесс для получения олефинов - пиролиз (термическое разложение углеводородов). Результат на выходе - в газообразной форме. В идеале это промежуточная стадия производства одного предприятия, но в ряде случаев (обычно у старых, еще советских предприятий) это его конечный продукт (например, у "Сибур-Кстово"). В России наиболее распространены пиролизные установки единичной мощностью 300-350 тыс. тонн в год, но есть и более мощные, до 600 тыс. тонн в год.
Третий уровень - полимеризация и сополимеризация. Это процессы получения из простых полупродуктов сложных соединений - полимеров (пластиков) и каучуков. Процессы полимеризации осуществляются с использованием специальных катализаторов. На отгрузку поступают продукты в твердой форме (как правило, в виде гранул) - полиэтилен, полипропилен. Сополимеризация позволяет получать и более сложные по химическому составу вещества - полистирол, поливинилхлорид и т. д.
Единичные мощности отдельного предприятия в России могут достигать 500 тыс. тонн по полипропилену и 1500 тыс. тонн по полиэтилену. Стоимость строительства в грубом приближении - миллиард долларов на 500 тыс. тонн мощности.
Этот тот уровень, на котором остановится проект "ЛУКойла" и который в России, в первую очередь усилиями "Сибура", получил в последние годы бурное развитие. Однако подчеркнем, что все три перечисленные технологические стадии нефтехимического производства имеют на выходе промежуточные продукты, неинтересные конечному потребителю.
Стадия B2C возникает уже на четвертой ступени. Это переработка произведенных полимеров в готовые изделия, с одной стороны, и производство малотоннажных химических продуктов (катализаторы, пигменты, специальные инженерные пластики, полимерные нити и проч.) - с другой. Переработка в большинстве случаев выходит за рамки нефтехимии, перемещаясь в область машиностроения, производства строительных материалов и т. д. А вот малотоннажная химия остается пока нерешенной проблемой отрасли. Свыше 40% малотоннажных производств в основном работает на импортном сырье, при этом по многим стратегически значимым продуктам мы находимся в стопроцентной зависимости от зарубежных компаний. И хотя даже в масштабах страны речь идет о маленьких партиях (первые тысячи - или даже сотни тонн в год), без них встанут многие крупнотоннажные производства.
Создание крупных производств, перерабатывающих полимеры в готовые изделия, упирается прежде всего в узость, неразвитость внутреннего рынка. Отсутствие массового производства электротехники, а значит, отсутствие спроса на пластиковые корпуса и упаковку для этой техники. Упадок в легпроме не порождает спрос на синтетические волокна, достаточный для окупаемого производства. Проблема второго порядка, но тоже значимая - устаревшие технические стандарты. Так, пластиковые трубы в ЖКХ служат гораздо дольше, но СНиПы не предусматривают возможности их массового внедрения.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль