Оценить, кто выиграл, сложно: в течение трех с половиной лет, которые длится спор, внешние обстоятельства не раз и резко менялись. Когда 1 декабря 2014 года Владимир Путин на пресс-конференции с Реджепом Эрдоганом объявил о замене проекта «Южный поток» на «Турецкий поток», он пообещал снижение цен на газ на 15%. По данным “Ъ”, эта идея застала «Газпром» врасплох. В течение полугода он пытался уменьшить потери, снизив размер дисконта до 10,25%. Но и эта скидка так и не была окончательно одобрена: Москва ожидала, что Анкара выполнит свою часть сделки и подпишет межправсоглашение по «Турецкому потоку».
Сначала вопрос откладывался до парламентских выборов в Турции, затем до формирования правительства, а после того как турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24 над Сирией, судьба всего проекта стала крайне неопределенной. Тогда же Botas подала в арбитраж на «Газпром».
Через год, осенью 2016 года, на фоне потепления российско-турецких отношений проект начал развиваться, причем, по мнению российских собеседников “Ъ”, именно Анкара была больше заинтересована в этом. По данным “Ъ”, «Газпром» категорически не хотел ничего платить туркам и возобновлять обсуждение скидки, указывая, что в 2016–2017 годах цена газа для Botas (полностью привязана к нефти) и так резко упала из-за снижения нефтяных цен. Казалось, что в новой политической и экономической реальности «Газпрому» удастся ничего не заплатить Турции (хотя в прошлом различные уступки, в том числе газовые скидки, предоставлялись или были обещаны партнерам компании по «Южному потоку» — Болгарии, Сербии, Венгрии). Так, в октябре 2016 года было подписано межправсоглашение по «Турецкому потоку», однако вопрос по второй нитке газопровода (15,75 млрд кубометров), предназначенной для транзита газа в ЕС, остался нерешенным: Анкара увязывала его со спором по цене газа, и до самого последнего времени «Газпром» не собирался идти на компромисс.
Теперь такое решение принято.
По мнению собеседников “Ъ”, «Газпром» решил поторопиться, учитывая, что глубоководная часть первой нитки уже построена и нужно активно прокладывать вторую, если компания хочет успеть сделать это к истечению контракта на транзит через Украину в конце 2019 года.
Отсрочка, в числе прочего, означала дорогостоящую оплату простоя судна-трубоукладчика.
При этом условия урегулирования спора довольно выгодны для «Газпрома», если оценивать ситуацию, исходя из обстановки на середину 2015 года. Так, по оценке “Ъ”, применение скидки в 10,25% к поставкам Botas в 2015–2016 годах должно было привести к ретроактивной выплате по меньшей мере в $1,5 млрд (Анкара оценивала потери только за 2015 год в $1 млрд). Но, что важнее всего, по данным “Ъ”, одобренная сейчас скидка применяется только к объемам 2015–2016 годов и не влияет на текущую цену.
Именно этот фактор может стать причиной новых проблем уже в текущем году. Цена для Botas, которая в первом квартале составляла, по оценке ICIS, около $205 за тыс. кубометров, из-за роста цен на нефть должна в третьем квартале превысить $260 за тыс. кубометров и, вероятно, будет выше цен на хабах в Европе. По контракту у Botas есть право на пересмотр цен раз в три года. В прошлый раз компания воспользовалась им в 2015 году, то есть уже в этом может начать новые переговоры с «Газпромом», используя в качестве рычага давления «Турецкий поток» — вторую нитку должна строить совместная компания Botas и «Газпрома» TurkAkim Gaz Tasima. «Турецкий поток» усиливает зависимость Турции от российского газа, который и так обеспечивает более половины потребления, отмечает Гульмира Рзаева из OIES. Но, подчеркивает она, Россия также становится зависима от Турции в вопросе транзита газа в Юго-Восточную Европу.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль