Не стоит забывать, что Китай — крупнейший импортер нефти в мире. Еще в октябре некоторые эксперты высказывали мнение, что запуск новых фьючерсов станет тревожным звоночком для трейдеров и инвесторов, которые раньше игнорировали планы китайцев по созданию так называемого нефтеюаня, способного потеснить нефтедоллар, пишет forexpf.ru. Запуск фьючерсов, номинированных в национальной валюте, является признаком того, что Китай намерен повысить роль юаня в мировой торговле.
Бесплодные усилия
«По ВВП, по паритету покупательской способности Китай — уже первая экономика мира. Они стараются стать и финансовым центром мира. Соответственно, запускают различные продукты, которые должны укрепить их позиции», — напомнил «Ридусу» директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Нефтяные фьючерсы в юанях тоже запускаются в рамках этой политики, добавил он.
Эксперт согласен с тем, что торговля там будет очень хорошая. Он также допускает, что китайцы могут попросить российский «Газпром» пересмотреть условия будущих поставок газа по трубопроводу «Сила Сибири» и привязать их цену к своим фьючерсам. И российская сторона, скорее всего, согласится, что упрочит статус этих фьючерсов на мировом экономическом рынке.
Но вряд ли все это повлияет на нефтяные цены, полагает эксперт. Глобальные рынки и правила игры, по его мнению, никак не изменятся. Да и для китайской валюты новость не сулит существенных перемен.
Де-факто юань и так является резервной валютой с точки зрения МВФ. В ноябре 2015 года исполнительный совет фонда решил включить его в состав корзины валют специальных прав заимствования (СДР), и по завершении переходного периода, с 1 октября 2016 года, китайский юань официально присоединился к доллару США, евро, японской иене и британскому фунту стерлингов.
«Но у него нет особого влияния. Просто не тот инструмент, не та история», — замечает Разуваев.
Не с того конца взялись
Вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский вообще полагает, что китайцы поставили телегу впереди лошади. Чтобы юань стал реальной резервной валютой, в первую очередь необходимо сделать его свободно конвертируемым, отменив привязку к доллару. Кстати, здесь китайские власти могут взять пример с Банка России, который с 2014 года запустил рубль в свободное плавание и уже третий года безучастно наблюдает за колебаниями его курса.
«Словесные интервенции наши чиновники, конечно, делают. Но в целом рубль свободно реагирует на динамику платежного баланса, цен на нефть и т. д. Вот то же самое должны сделать китайцы», — говорит эксперт.
Второй важный шаг — создать более или менее ликвидный внутренний долговой рынок. Сейчас какие-то шаги в данном направлении предпринимаются, но массового характера они не имеют.
Если бы юань был свободно конвертируемым, номинированные в нем цены на нефть на самом деле были бы важным показателем, поскольку Китай — крупнейший потребитель черного золота. Но пока это больше смахивает на политический PR, полагают эксперты.
«Когда у вас есть свободно конвертируемая валюта, крупный внутренний долговой рынок, номинированный в национальной валюте, вы можете запускать фьючерсы на нефть, на золото и т. д. Сейчас же фьючерсы на нефть в юанях — это фактически фьючерсы на нефть в долларах, умноженные на фиксированный курс юаня. Их динамика не свободна, она будет повторять динамику на интерконтинентальных биржах», — рассуждает Вязовский.
По его словам, нефтяные фьючерсы в юанях будут точно такими же, как фьючерсы на российскую нефть Urals в рублях, которые торгуются на бирже в Санкт-Петербурге.
«Вы что-то знаете о том, что это оказывает хоть какое-то влияние на мировую конъюнктуру нефти? Нет, не знаете. И с юанем будет то же самое», — заключает эксперт.
Так что, судя по всему, нефтеюань еще не скоро сможет реально потеснить нефтедоллар.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль