
Причин для такой ситуации наверняка много, но главная — это сокращение старых рынков. По словам эксперта по рынку нефтепродуктов Thomson Reuters Максима Назарова, «сейчас в российской нефтепереработке наблюдается расцвет». Наш восточный сосед, как и мы, проводит модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов. После ее окончания Россия сможет полностью обеспечивать себя всем необходимым. Еще и на экспорт останется. Мы можем сколько угодно говорить о том, что наши нефтепродукты выше по качеству, чем российские, но соседка слишком серьезно настроена и стремится все меньше зависеть от какого-либо импорта.
Можно было бы сказать, что нам не очень-то и хотелось продавать свои нефтепродукты в Россию. Ведь из-за знаменитого налогового маневра у нас выгодность продаж в этом направлении снизилась. Напомню, что «финт ушами» в нефтяной отрасли Россия начала в 2015-м. Суть его в том, что налог на добычу полезных ископаемых увеличивается, а экспортные пошлины на нефть — уменьшаются. Тонкость ситуации вырисовывается из формулы стоимости нефти для нашей страны. А она учитывает именно экспортную пошлину — чем выше этот показатель, тем дешевле для нас нефть. И наоборот. То есть со снижением экспортной пошлины для нас растет цена черного золота. И вот когда мы перерабатываем нефть со скидкой, а потом нефтепродукты продаем по мировым ценам, то получаем хороший профицит. Налоговый маневр его постепенно съедает.
И поставки на российский рынок, который и так имеет не самые высокие цены на топливо, для нас становятся все менее выгодными. Посудите сами: в России литр бензина стоит 0,7 доллара, а в Чехии – 1,37. Если те же объемы продавать именно в Чехию, то выгода значительно увеличивается. Просто этот рынок нужно еще завоевывать. В любом случае, если задуматься, то налогового маневра можно не бояться. Особенно, если хорошенько поднапрячься.
В общем, перед нашими переработчиками и экспортерами есть две серьезные задачи – увеличить глубину переработки и поставки на самые премиальные рынки. Сейчас наши нефтепродукты уходят в Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Украину. Морем наши бензины и дизели доплывают до Великобритании, Германии, Франции, Дании...
После углубления переработки (с 70% до 90%) на наших НПЗ ожидается, что экспорт будет увеличиваться за счет улучшения качества продуктов, а также появления новых направлений деятельности. Речь, например, идет о маслах и битумах. Все это заложено в стратегиях развития обоих наших нефтеперерабатывающих заводов — мозырского и «Нафтана». Они вскоре должны закончить свою модернизацию.
По словам Сергея Гриба, в будущем нужно будет переходить не просто на нефтепереработку, но и на производство химической продукции:
— Тенденции ближайшего будущего — это переход страны на топливно-химическое производство.
Пока же отрасль будет выходить на производство новых или улучшенных продуктов, БНК надеется на рост экспорта дизельного топлива в страны Европейского союза. Сейчас в мире ощущается дефицит такого горючего.
Мнение
Сергей ГРИБ, исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания»:
— Наши бензины скоро будут не нужны в России из-за перенасыщенности рынка. Поэтому наиболее перспективны для нас европейские рынки. В особенности Польша, Чехия, Словакия.
Самый растущий рынок – это рынок реактивного топлива. И для нас это очень интересный продукт. Практически 70% самолетов, которые летают из Вильнюса и Риги, заправляются белорусским топливом. Кроме того, мы возобновляем поставки реактивного топлива в Украину.
В то же время падение к 2020 году спроса на мазут повысит производство дизельного топлива.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль