Аналогичный путь проделала Словакия. Видимо, там осознали, что реверсные поставки российского газа в Украину — ненадежный источник доходов. «Газпром» и словацкий «Еврострим» (Eurostream) подписали соглашение о присоединении последнего к транзитным маршрутам от «Северного потока — 2».
Можно ли отнести к противникам «Северного потока — 2» Францию? Если не принимать во внимание заявления отдельных политиков и даже представителей власти — нельзя. Если же учесть активнейшее участие в проекте энергетического и газового гиганта «Энжи» (ENGIE), основной владелец которого — государство, то Франция, несомненно, не только сторонник, но и участник проекта. Компания ENGIE является одним из крупнейших инвесторов газопровода и уже перечислила на его реализацию огромную сумму в евро.
Швеция против «Северного потока — 2». Но — за. Формально осуждая строительство газопровода, она дала согласие на определение трассы для его прокладки в шведской исключительной экономической зоне в Балтийском море.
Дания пока колеблется. Но ее позиция не принципиальна для реализации проекта.
Италия воздерживается на всех голосованиях на Совете ЕС по «Северному потоку — 2». Это поддержка Украины?
Так что не может быть и речи о только четырех странах ЕС, не разделяющих позицию Украины. Кстати, «Северный поток — 2» поддерживают не входящие в ЕС Норвегия и Финляндия, Швейцария в нем участвует практически, как и Мальта — член ЕС.
Не надо выдавать желаемое за действительное. Это не имеет ничего общего с защитой интересов Украины. В чем же они состоят? В договоренности с РФ и Европой по созданию совместного с ними газотранспортного консорциума, чего Украина не делает, а лишь подсчитывает страны, которые против «Северного потока — 2». Бороться с ним бесполезно. «Северный поток — 2» уже состоялся.
Есть ли возможность сохранить транзит российского газа через Украину? Безусловно, есть. С учетом прогнозов резкого увеличения потребностей ЕС (из-за роста европейской экономики, потери газодобычи в Норвегии и Нидерландах, массового отказа Европы от угля как топлива вследствие его негативного влияния на экологию) мощности украинской ГТС могут быть востребованы.
Важный козырь Украины — то, что поставки газа через украинскую ГТС дешевле его покупки в США или Катаре. Дело ведь не в отсутствии в Европе терминалов по приемке СПГ. Они есть, но загружены лишь на четверть — мало кто хочет покупать дорого, если можно купить дешевле.
Шанс есть. Но, чтобы его реализовать, надо договариваться с РФ при участии Европы. Тем более что в Европе, в ЕС это поддерживается. Но договариваться — это идти на уступки и компромиссы вместо судебных тяжб, наложения различного рода санкций и так далее. Договариваться украинские чиновники не хотят, лишь обостряя напряженность в отношениях между Украиной и РФ, между «Нафтогазом» и «Газпромом». Это путь к полной потере транзита газа через Украину. Времени для реального решения проблемы (хотя бы частичного сохранения транзита) осталось совсем мало.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль