Аналогичный путь проделала Словакия. Видимо, там осознали, что реверсные поставки российского газа в Украину — ненадежный источник доходов. «Газпром» и словацкий «Еврострим» (Eurostream) подписали соглашение о присоединении последнего к транзитным маршрутам от «Северного потока — 2».
Можно ли отнести к противникам «Северного потока — 2» Францию? Если не принимать во внимание заявления отдельных политиков и даже представителей власти — нельзя. Если же учесть активнейшее участие в проекте энергетического и газового гиганта «Энжи» (ENGIE), основной владелец которого — государство, то Франция, несомненно, не только сторонник, но и участник проекта. Компания ENGIE является одним из крупнейших инвесторов газопровода и уже перечислила на его реализацию огромную сумму в евро.
Швеция против «Северного потока — 2». Но — за. Формально осуждая строительство газопровода, она дала согласие на определение трассы для его прокладки в шведской исключительной экономической зоне в Балтийском море.
Дания пока колеблется. Но ее позиция не принципиальна для реализации проекта.
Италия воздерживается на всех голосованиях на Совете ЕС по «Северному потоку — 2». Это поддержка Украины?
Так что не может быть и речи о только четырех странах ЕС, не разделяющих позицию Украины. Кстати, «Северный поток — 2» поддерживают не входящие в ЕС Норвегия и Финляндия, Швейцария в нем участвует практически, как и Мальта — член ЕС.
Не надо выдавать желаемое за действительное. Это не имеет ничего общего с защитой интересов Украины. В чем же они состоят? В договоренности с РФ и Европой по созданию совместного с ними газотранспортного консорциума, чего Украина не делает, а лишь подсчитывает страны, которые против «Северного потока — 2». Бороться с ним бесполезно. «Северный поток — 2» уже состоялся.
Есть ли возможность сохранить транзит российского газа через Украину? Безусловно, есть. С учетом прогнозов резкого увеличения потребностей ЕС (из-за роста европейской экономики, потери газодобычи в Норвегии и Нидерландах, массового отказа Европы от угля как топлива вследствие его негативного влияния на экологию) мощности украинской ГТС могут быть востребованы.
Важный козырь Украины — то, что поставки газа через украинскую ГТС дешевле его покупки в США или Катаре. Дело ведь не в отсутствии в Европе терминалов по приемке СПГ. Они есть, но загружены лишь на четверть — мало кто хочет покупать дорого, если можно купить дешевле.
Шанс есть. Но, чтобы его реализовать, надо договариваться с РФ при участии Европы. Тем более что в Европе, в ЕС это поддерживается. Но договариваться — это идти на уступки и компромиссы вместо судебных тяжб, наложения различного рода санкций и так далее. Договариваться украинские чиновники не хотят, лишь обостряя напряженность в отношениях между Украиной и РФ, между «Нафтогазом» и «Газпромом». Это путь к полной потере транзита газа через Украину. Времени для реального решения проблемы (хотя бы частичного сохранения транзита) осталось совсем мало.
![]()
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль