![](/thumb/2/BzGeEHCVmo2y2fTbCmT7YA/90r90/d/transneftegaz.jpg)
В общем, "рядовой директор" украинской компании в коротком интервью раздал "всем сестрам по серьгам": оценив, что будет "доставать" Путин, он тут же перешел к раздаче ЦУ лидерам европейских стран, в точности определив, что они должны будут делать и что они станут при этом говорить. В частности, ЕС предлагается усилить закупки сжиженного природного газа (надо думать, в США). Но в этой технологии "победы" над "Газпромом" очень мало было сказано, что же при этом для минимизации транзитных рисков должна делать наша страна и, в частности, профильная компания "Нафтогаз".
Единственная дебютная идея, которая прозвучала в этом контексте, – это закачать в наши подземные хранилища газа дополнительно 3 млрд куб. м и ждать, что Польша, Словакия и Венгрия из любви к демократии не прикрутят реверсный кран. "Три ярда" газа, как заветные "три минуты", это, по мнению Коболева, "не много и не мало", это некая страховка, которая "застрахует" "Газпром" до старческой немощи, когда обессилив от противостояния с НАК в течение нескольких зимних месяцев, российский газовый "змий" падет от весеннего авитаминоза.
Эта идея так понравилась заинтересованным лицам, что ее тут же существенно расширили: в "Нафтогазе" и его дочерней компании "Укртрансгазе" предложили европейцам поучаствовать в закачке газа в наши ПХГ в объеме до 12 млрд куб. м, сделав акцент на Венгрии, хоть ей столько и не надо. Мол, в случае газового блекаута обижайтесь лишь на себя, мы предлагали свои "схроны". В этом варианте все вообще замечательно выходит: мы будем с газом и за венгерские деньги. Хотя кто доверит газ замерзающему? Это все равно, что дать подержать буханку хлеба голодному.
Стоит заметить, что все эти шаманские танцы вокруг подземных хранилищ газа должны стать надежным обоснованием для выделения денег, возможно кредитных, на указанный выше бизнес-"прожект". Но даже если закачать в наши ПХГ все 30 млрд куб. м, то это никоим образом не решает проблему с транзитом российского газа по нашей ГТС. А ведь именно транзит приносит НАК до 3 млрд долл. в год, причем этот кэш-фло выравнивает все внутренние дисбалансы компании, включая растущую задолженность за поставленный на внутреннем рынке газ.
А с транзитом может быть примерно следующее. Здесь математика простая и не требует применения сложных математических моделей. Плановый объем поставок российского газа в Европу оценим на уровне 200 млрд куб. м в год. После запуска "Северного потока - 2" вкупе с такими газопроводами, как "Ямал-Европа", "Турецкий поток" и "Голубой поток", обходные логистические маршруты позволят РФ поставлять европейским потребителям до 165 млрд куб. м. Украине остается лишь 35-40 млрд куб. м, то есть уровень прокачки - на грани рентабельности функционирования нашей ГТС.
В этой связи ни о каких трех миллиардах доходов от транзита говорить не приходиться.
Среди всего словесного "белого шума" все-таки прозвучала одна дельная мысль. Речь идет о перенесении коммерческих узлов учета поставок российского газа на восточную границу Украины. Правда, эта идея совершенно бессмысленна без создания в Украине восточно-европейского газового хаба, географически привязанного к нашим подземным хранилищам. В таком случае со временем украинский хаб мог бы за несколько лет перейти в зрелую фазу развития и стать ценовым бенчмарком, а также механизмом для хеджирования рисков, связанных с газовыми портфелями. Да и привязывать цену к импортному паритету нам бы уже не пришлось, коль появился бы свой прозрачный и эффективный рыночный механизм ценообразования. В таком случае с "Газпромом" о поставках газа договаривались бы системные западные газовые трейдеры, а не политики. Что касается "Укртрансгаза", то ему в такой модели можно было бы оставить лишь часть платы за транзит в виде себестоимости и прибыли, обеспечивающей рентабельность на уровне 10-15%. А всю оставшуюся логистическую маржу государство могло бы аккумулировать в специальном резервном фонде, средства которого можно было бы использовать на программы энергосбережения и развитие базовой инфраструктуры. Жить за счет транзитной маржи – это модель всех благополучных стран, которые занимают выгодное географическое положение на стыке сырьевых рынков и рынков потребления. Простая истина, но в то же время и тяжело дающаяся "умам", привыкшим раздавать "наряды" лидерам европейских стран.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль