Общий рост поставок в 12 стран составил 15,65 млрд куб. м – больше, чем рост экспорта в целом. По остальным странам «Газпром» данные раскрывать не стал.
В том числе компания не стала уточнять поставки в Италию и Великобританию, которые в 2016 г. занимали 3-е и 4-е места по импорту российского газа. В общей сложности в прошлом году на них пришлась почти четверть (23,75%, 42,6 млрд куб. м) экспортных поставок «Газпрома». Последние официально раскрытые компанией данные о поставках в эти страны в течение 2017 г. охватывают только первые три квартала. В сравнении с таким же показателем 2016 г. экспорт «Газпрома» в Италию снизился незначительно – на 1%, а в Великобританию – упал на 7,78%.
Шестой по значимости импортер российского газа в 2016 г. – Польша за первые девять месяцев 2017 г. сократила закупки у «Газпрома» на 7,28%. В интервью изданию Dziennik Gazeta Prawna зампред правления польской PGNiG Мачей Возняк сообщил, что компания собирается продолжить программу диверсификации источников поставок газа. От «Газпрома» компания ждет предложения о поставках на «нормальных рыночных условиях», уточнил он. Подписанный до 2022 г. контракт о поставках, имеющий привязку стоимости газа к нефтяной корзине, польскую сторону не устраивает, и страна рассматривает возможность полностью отказаться от импорта российского газа после окончания срока действия соглашения.
Экспортный рекорд «Газпрома» был обусловлен как динамикой спроса, так и тем, что российский газ оставался достаточно конкурентоспособным по цене, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Правда, как изменилась доля «Газпрома» на европейском рынке, пока сказать сложно. В 2016 г. она составляла чуть менее 34%. Но данных по потреблению газа в Европе в 2017 г. континентальные регуляторы еще не раскрывали. «Доля «Газпрома» на рынке, судя по всему, выросла, но незначительно – например, поставки норвежского газа тоже били рекорды и оказались на 7% выше, чем в 2016 г.», – указывает Маринченко.
Большая часть прироста импорта российского газа приходится на страны, поставки в которые в перспективе предполагается направить через «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». «Можно предположить, что «Газпром» был более гибок в вопросах ценовой политики в отношении стран, с которыми связаны эти проекты. В конечном счете объемы закупок скорее обуславливаются ценой «Газпрома» по сравнению с ценой конкурентов, нежели чем-то еще», – предполагает Маринченко.
Но в этом году доля «Газпрома» на европейском рынке может несколько снизиться, в том числе из-за роста поставок американского СПГ. Но это снижение не будет существенным – большая часть американского сжиженного газа пойдет в Азию, где цены существенно выше, говорит Маринченко. Некоторое снижение экспорта в Европу в 2018 г. может быть связано с возобновлением поставок на Украину, которая сейчас закупает весь газ в Европе, напоминает аналитик. «Согласно решению арбитража условие «покупай или плати» будет применяться к 4 млрд куб. м ежегодно, нельзя исключать и более значимых закупок. Однако это только вопрос учета и концептуально ничего не меняет», – считает Маринченко.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль