
Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Если «Газпром» проявит принципиальность, значит, он должен зимний отопительный сезон прожить без украинского транзита. Украина, проявляя принципиальность, должна прожить без 2,5 млрд долларов в год. Правда, там есть и другой момент, связанный не только с деньгами, потому что это Украина так гордо заявляет, что она использует реверсный газ. Но в реальности мы прекрасно понимаем, что зачастую транзитный газ используется для потребления на Украине. Это такая классическая история, когда стороны идут напролом, у каждой есть определенные козыри, но лобовое столкновение — это очень неприятная будет история».
России такой исход, конечно, тоже не нужен. Потому что полное прекращение транзита — хороший аргумент для оппонентов «Газпрома». Они, как во время прошлых кризисов, скажут, что Москва ненадежный поставщик газа, поэтому обострения не хочет никто.
«Северный поток — 2», который позволит вообще обойтись без Украины, вероятно, к январю достроят, но на его полноценный запуск потребуется время, так что договариваться нужно. Возможно, если грядущие переговоры хотя бы не провалятся, то «Газпром» пойдет на уступки и часть газа, которая перестала идти по Opal, пойдет по украинской транспортной системе.
Но для этого нам нужно, чтобы и другие стороны пошли на уступки, согласовав тот объем транзита, который устроит Россию. При этом Европе нужно будет еще и сохранить лицо, убедить и себя, и других, что «Газпром» не злоупотребляет своим монопольным положением поставщика топлива.
Что интересно, Киев на своем восточно-европейском направлении пока еще тоже отчасти монополист — как транзитер. Но это в Европе почему-то никого не беспокоит, замечает немецкий политолог Александр Рар.
Решение, которое принял «Газпром», пока не критично. Во-первых, корпорация увеличила прокачку по другому сухопутному отводу от первого «Северного потока». Во-вторых, и европейцы, и украинцы в последнее время активно закачивают газ в подземные хранилища, так что запасы есть.
Наконец, со следующего года Москве и Киеву в принципе можно и не заключать контракт, поскольку Украина теперь член Европейского энергетического сообщества и она может выставлять свои услуги по транзиту на аукцион. Это, конечно, будет весьма забавно, потому что единственным участником торгов может быть только «Газпром». С другой стороны, аукцион, в отличие от контракта, хорош тем, что от него можно легко отказаться.
И, наконец, еще один момент, о котором пока не очень громко говорят. На недавней встрече Владимира Путина и Алексея Миллера последний заметил, что, если мы будем поставлять газ через Украину, то нам надо гарантировать, что у нас есть соответствующие мощности. А Путин в ответ сказал, что их же надо содержать, тратить деньги. И это можно трактовать так, что если компромисса не будет, то «Газпром» просто может демонтировать свои трубы, идущие к Украине. Стальная труба — это вообще один из самых сильных аргументов в мире.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль