
Не больше миллиона
Теперь к фактам. О потенциальном разворте белорусских нефтепродуктов в сторону российских портов говорилось на полях заседания Совета Министров Союзного государства Беларуси и России, которое состоялось 8 декабря, но, несмотря на восторженные выводы российской прессы, никаких сенсационных заявлений от участвовавших там вице-премьеров Беларуси и России Владимира Семашко и Аркадия Дворковича не прозвучало.
Более того, официальный Минск в очередной раз подчеркнул, что белорусские компании готовы переваливать в российских портах лишь часть нефтепродуктов и то при условии "благоприятной экономической конъюнктуры".
Надеяться на то, Россия переманит весь белорусский транзит, нелогично. Как рассказал глава "Бенефтехима" Игорь Ляшенко: "В протоколе встречи Владимира Семашко и Аркадия Дворковича есть обращение российской стороны… написано в протоколе, что при условии экономических положительных факторов белорусская сторона до 1 млн тонн [нефтепродуктов] может обеспечить на Усть-Лугу".
Учитывая то, что объёмы поставок нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы варьируются от 18 млн тонн до 24 млн тонн, возможная отправка 1 млн тонн бензина в российские порты – это капля в море, — по сравнению с тем, сколько переваливают в странах Балтии.
С аналогичной точкой зрения выступил и белорусский эксперт Пётр Петровский, политолог, сотрудник Национальной академии наук Беларуси. По его словам, 1 млн тонн – это максимум, который могут выжать россияне. И договорённость Семашко и Дворковича это только подтверждает.
"Как я и прогнозировал. Проект транзита через Усть-Лугу до 1 млн тонн – это тот максимум, который не сможет задеть транзитные интересы Беларуси в Прибалтике", — написал он на своей страничке в Facebook, комментируя перспективы переориентации транзита нефтепродуктов на Россию.
Непростая математика
Российские критики долгосрочной политики президента РБ Александра Лукашенко по диверсификации внешнеэкономических связей отказываются понять, что белорусские власти и нефтяные компании руководствуются прежде всего экономическими соображениями, а не политикой.
Утверждения о "скорой переориентации" нефтепродуктов абсурдны хотя бы потому, что спецэкспортёр белорусских нефтепродуктов – "Белорусская нефтяная компания" (БНК) уже заключила долгосрочные контракты с Клайпедой, Ригой и Вентспилсом.
В частности, по договору клайпедского нефтетерминала Klaip?dos nafta и белорусской БНК, объёмы погрузок через Клайпеду в 2018 году будут не меньше, чем в 2017 году. Руководство отечественной компании отказывается разглашать информацию о том, сколько белорусской нефти переваливают в столице литовского Приморья – секрет фирмы, — но известно, что за год БНК перерабатывает от 18 до 24 млн нефти, а около 9-12 млн тонн идёт на экспорт.
Российским коллегам нужно принять, осознать и смириться с тем, что страны Балтии приступили к модернизации портовой и сопутствующей железнодорожной инфраструктуры гораздо раньше России.
Кроме этого, с учётом географической близости белорусских НПЗ к Прибалтике и меньших затрат на транспортировку, в портах стран Балтии сложилась гораздо более благоприятная торговая инфраструктура: трейдеры предпочитают покупать нефть именно через балтийские, а не российские порты.
Для прибалтийских портов характерен высокий уровень конкуренции и, как следствие, – гораздо более привлекательные условия в долгосрочных контрактах, касающиеся как железнодорожных тарифов, так и портовых услуг.
Так, например, БНК – торгует нефтепродуктами через семь своих дочерних предприятий в странах Балтии.
Переориентация на российские порты, как следствие, с высокой вероятностью разорвёт существующие логистические и торговые цепочки, и приведёт к потерям белорусских нефтяников не только из-за более дорогой российской инфраструктуры и длинного маршрута, но в том числе и в формате упущенной выгоды.
Даже по оценкам независимых российских экспертов, потери белорусов в случае переориентации нефтепродуктов на российские нефтетерминалы составят около 150 млн долларов. 50%-я скидка "Российских железных дорог" в направлении портов Усть-Луга и Санкт-Петербург не улучшат положение. Работать через страны Балтии всё равно дешевле.
Климат и география
Ещё одно крайне важное инфраструктурное преимущество балтийских портов – их проходимость. Многие не учитывают влияние погодных условий, но они имеют огромное значение для тех, кто детально занимается транспортировкой нефтепродуктов.
Климат в российских портах значительно холоднее, в результате чего Усть-Луга, порт Санкт-Петербурга и Приморск замерзают почти на два месяца в году, и для того, чтобы через них прошли танкеры приходится задействовать ледоколы.
Это, в свою очередь, увеличивает стоимость портовых услуг, снижает скорость прохождения танкера через залив порта, и увеличивает риск задержки грузов из-за неблагоприятных погодных условий.
Помимо этого – и это, едва ли, не самое важное – на качество целого ряда нефтепродуктов влияет температура окружающей среды, что повышает риск снижения качества нефтепродуктов. Для нивелирования таких рисков необходим обогрев цистерн, однако, возможность российских портовиков дать гарантии сохранности нефтепродуктов далеко не очевидна, хотя РФ активно работает в этом направлении.
В лучшем случае необходимость обогрева цистерн будет повышать стоимость портовых услуг, в худшем – качество нефтепродуктов будет снижаться, и белорусская сторона будет поставлять не только более дорогие нефтепродукты, но и менее качественные.
Аналогичного мнения придерживается Почётный консул РБ в Клайпеде Николай Логвин. Он уверен, что в обозримом будущем транзит останется в странах Балтии.
"Сегодня Россия говорит о готовности снизить тарифы на перевозки, но эта инициатива имеет лишь второстепенное значение. Основная составляющая – это быстрая перевалка, хранение, складирование, экспедирование и фрахт судов. По этим показателям Россия пока проигрывает в конкуренции с прибалтийскими портами. И это мы ещё не говорим о расстоянии от Беларуси до российских портов на Балтике", — говорит он.
Мнение противников
Основной аргумент сторонников переориентации белорусских нефтепродуктов на Россию заключается в том, что российская нефть, пусть и переработнная на белорусских НПЗ, должна экспортироваться из отечественных портов. Российская сторона утверждает, что официальный Минск забывает, какие привилегии он получает от Москвы.
Кроме долгосрочных контрактов с Литвой и Латвией, у Минска есть и другие аргументы, самый весомый из которых – экономическая неэффективность. Ведь цена вопроса для Беларуси серьёзная – выгода от поставки беспошлинной нефти при годовом объёме 24 млн тонн и текущих ценах составляет около 1,4 млрд долларов в год.
В случае очередного нефтегазового спора, который может разразиться между Москвой и Минском из-за цен или же из-за несогласия белорусских компаний переориентировать нефтегрузы на российские порты, руководство России может вновь сократить поставки нефти в Беларусь, что очень серьёзно скажется на экономике республики.
Из-за энергетического конфликта с РФ Беларусь в 2016 году снизила примерно на треть переработку нефти, а, следовательно, и экспорт нефтепродуктов – на 23% по сравнению с 2015 годом, – до 13 млн тонн. В апреле этого года Лукашенко и Путин разрешили все разногласия и поставки возобновились.
Клайпедский порт и латвийские порты тоже пострадали от этого, из-за сокращения переработки белорусских наливных грузов грузооборот в морских воротах стран Балтии уменьшился. Это, в частности, вынудило гендиректора Клайпедского порта Арвидаса Вайткуса косвенно признать то, что Клайпеда тоже зависит от российских грузов, хотя де-юре они проходят как белорусские.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль