Резкий «окрик» прозвучал из Москвы 10 августа. Reuters сообщило о планах России ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженного газа в Беларусь с IV квартала 2018 года, ссылаясь на потери своего бюджета. «Российская сторона инициировала прекращение практики беспрепятственного вывоза из Российской Федерации в Республику Беларусь нефтепродуктов… мотивируя это потерями российского бюджета в условиях увеличивающегося объема их вывоза… в июле 2018 года приостановлена выплата по так называемому механизму „перетаможки“», — цитирует агентство пояснительную записку к протоколу изменений межправительственного соглашения.
Как сказано в документе, по этой причине «временно заблокировано перечисление Белоруссии двух траншей кредитной линии ЕФСР (Евразийского фонда стабилизации и развития), а также приостановлена работа по предоставлению в 2019 году Белоруссии госкредита до $1 млрд». Там же отмечается: «Возобновление дальнейшего сотрудничества… российская сторона увязывает с решением вопроса по установлению запрета на вывоз нефтепродуктов из РФ в Республику Беларусь и компенсации потерь российского бюджета за ранее вывезенные нефтепродукты».
Напомним, что по действовавшим соглашениям Минск получал от Москвы нефть без 30%-й таможенной пошлины, часть перепродавал, часть перерабатывал на своих НПЗ, продавая потом нефтепродукты в Западную Европу и Украину. Все это в совокупности дало республике, например, в 2017 году $2,5 млрд чистой прибыли, обеспечив 5% национального ВВП. В этом году все обещало повториться. «До 2018 года включительно из получаемых от России 24 млн тонн нефти 18 будет отправляться на переработку на наши НПЗ. Это приемлемо, выгодно для заводов. Ну, а 6 млн тонн будут перетаможиваться — такой термин мы применили. Важно, что ввозные пошлины от этой перетаможки будут поступать в бюджет Республики Беларусь», — рассказывал белорусский вице-премьер Владимир Семашко. Словом «перетаможка» чиновники деликатно именовали простую перепродажу Белоруссией российской беспошлинной нефти с зачислением пошлин в белорусский бюджет.
В тот же день, 10 августа, Минфин России поспешил заявить, что «информация о приостановке РФ кредитования Белоруссии не соответствует действительности, согласование вопросов по их выдаче ведется». Однако в Минске хорошо знают, что такое «согласование» может длиться годами, пока президент России не даст прямое указание перечислить деньги. И, например, два последних транша (по $200 млн каждый) кредита ЕФСР (его контролирует Москва) уже давно «подвешены». Белорусский Минфин рассчитывал получить эти деньги еще в I квартале, они заложены в бюджет, но пока — по нулям.
Александр Лукашенко российский демарш прокомментировал моментально: «У нас сейчас тяжелый период — россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию», — заявил он, посещая завод «Гомсельмаш». После этого белорусские власти призвали граждан готовиться к «режиму жесточайшей экономии». Белорусам стоит готовиться к увеличению акцизов на алкоголь и табак, сокращению бюджетных льгот, расходов и прочему. 12 августа в Белоруссии решением государственнного концерна «Белнефтехим» выросло в цене автомобильное топливо — уже в 10-й раз за нынешний год.
Упреки в том, что Россия не выполняет обязательства в рамках Евразийского союза, звучали от Лукашенко и раньше, но не в таком тоне: «по-варварски», «как будто мы вассалы», «в ЕАЭС, куда они нас пригласили» (хотя Минск сам создавал этот союз на равных с Москвой). Если посмотреть со стороны, то очевидно, что Россия действительно усилила давление на Белоруссию. Многие местные эксперты причиной видят усиление санкционного давления на Россию со стороны США и Европы. Оно не разрушит российскую экономику, но ресурсов становится меньше и жалко тратить их на Белоруссию, не получая взамен безоговорочного подчинения. У российской политической элиты срабатывает психологический синдром осажденной крепости: кто не с нами — тот против нас.
В СМИ России и Украины в последние недели активно идут рассуждения о том, что в Кремле всерьез решили сменить «начальника» Белоруссии, что Кремль готовит то ли полный аншлюс своей западной соседки, то ли смену власти в Минске на куда менее «ершистую» и более покладистую. Готовую и военные базы России у себя разместить, и приватизировать белорусские заводы в пользу российского бизнеса, и свернуть до минимума сотрудничество с Европой и Украиной, и от санкционных продуктов отказаться. Но надо учитывать, что Лукашенко — политик опытный, за 24 года бессменного правления он прошел и не через такие кризисы. Можно предположить, что и на этот раз все обойдется.
Весьма вероятно, что столь резкие действия российской стороны — это закономерная реакция на увеличение реэкспортных поставок российских нефтепродуктов и СУГ (сжиженных углеводородных газов) в страны Балтии и Украину, что приносит белорусскому бюджету дополнительные доходы, а российскому — прямые убытки. Поэтому с осени предлагается ввести индикативный баланс поставок нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, мазут, СУГ), который белорусская и российская стороны согласуют до 1 октября. А поставки сверх этих объемов на белорусскую территорию будут запрещены.
Другой момент — Владимир Путин уже больше года требует перевода экспорта белорусских нефтепродуктов (выработанных из российской нефти) в порты Ленинградской области. Прошлым летом на совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России он даже предложил обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов.
После этого ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) ввело специальные 50%-е скидки на перевозку белорусских нефтепродуктов в российские порты, но с начала года они привлекли лишь около 300 тыс. тонн грузов. Ответственный за энергетику вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, как и другие белорусские чиновники, не раз говорил, что республика не станет переориентировать поставки своих нефтепродуктов с портов стран Балтии. Дело в том, что в Риге и Вентспилсе белорусскими компаниями выкуплены терминалы, сами эти порты — незамерзающие (в отличие от портов Ленобласти), работа с европейцами не зависит от политических факторов, а логистика по-любому обходится дешевле.
Так что, скорее всего, и на этот раз дело завершится обоюдным примирением. Россия возобновит поставки беспошлинной нефти и выдаст обещанные кредиты. Белоруссия перенаправит экспорт нефтепродуктов в Ленинградскую область, запретит слишком откровенный реэкспорт углеводородов и согласится разместить у себя российские военные базы. И все будут довольны. До следующего раза.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль