«Детский вопрос»
Начнем с «детского вопроса»: а что такое «сжиженный природный газ»? Просто газ — понятно, а как, собственно говоря, его превращают в жидкость? Физики и химики предлагают разные методы, но все они сводятся к основному принципу: нужно увеличить давление газа, чтобы уменьшить его объем, затем понизить температуру этого объема, затем увеличить давление, затем снизить температуру…
В случае природного газа процесс этот заканчивается, когда температуру удастся понизить до −160 градусов. Только тогда очередное ее понижение даст конечный результат — превращение газа в жидкость. К этому времени объем, занимаемый газом, уменьшится в 600 раз — таковы свойства метана, он составляет основную часть смесей углеводородных газов, которую мы для краткости называем просто «природный газ».
1 тонна СПГ — это порядка 1 380 кубометров газа. Не очень удобно для пересчетов, и это часто не позволяет читателю, не погруженному в тему достаточно глубоко, читать тексты многих экспертов.
В России не так давно была запущена первая технологическая линия сжижения газа на заводе «Ямал СПГ», ее производительность — 6 млн тонн сжиженного газа в год.
Просто для того, чтобы понимать «масштаб трагедии», пересчитаем, сколько природного газа для получения такого объема СПГ требуется «вдуть в трубу». Калькулятор показывает, что «Новатэк» только для одной линии (а всего их на «Ямал СПГ» будет шесть) использует 8,3 млрд кубометров природного газа. Будут работать все шесть технологических линий завода — речь будет идти о 50 млрд кубометров газа. Внушительный объем, хотя на фоне «Газпрома» головокружения не вызывает.
Куда испарился газ?
Процесс поэтапного сжатия — охлаждения весьма энергоемок, специалисты предлагают простой пересчет: на сжижение природного газа уходит 25% его первоначального объема. Цифра не зависит от членства в НАТО, ЕС, ЕАЭС и профсоюзе водолазов — только от уровня развития технологий.
Но и после того, как закончен процесс сжижения, потери не заканчиваются. СПГ нужно хранить какое-то время, поддерживая температуру в те самые −160 градусов.
Морские суда, перевозящие СПГ через океан, используют часть его для своих двигателей, часть испаряется в пути, общие потери оцениваются еще в 5% от первоначального объема газа. Еще около 1–2% составляют потери при регазификации — СПГ нужно согреть и подать в трубопровод на берегу.
Вот такая «физико-химическая арифметика» — какие бы огромные симпатии к СПГ кто ни испытывал, нужно иметь в виду, что он на треть дороже газа трубопроводного.
Сжижай или плати
Кроме денег, которые приходится тратить на поставку СПГ по вышеуказанным причинам, есть еще и затраты, связанные непосредственно с США — раз уж речь идет о гипотезе, согласно которой американский газ может вытеснить российский с европейского рынка, нужно знать и о них. Тогда, услышав фразу «Америка поставит в Европу свой СПГ», вы будете улыбаться, а это полезно для самочувствия. И единственный на сегодня действующий в США завод СПГ Sabine Pass, и все те, которые сейчас строятся, работать будут по схеме «сжижай или плати».
Грубо говоря, оборудование по сжижению находится в аренде у тех компаний, которые за него заплатили авансом, и только этим компаниям решать, будут производственные линии работать или простаивать. Почему так, а не иначе? Да потому, что компаниям, строящим заводы СПГ, для строительства требовались банковские кредиты.
Долгосрочные и среднесрочные контракты «сжижай или плати» — обеспечение кредита.
Компания-владелец Sabina Pass имеет право пользоваться своим оборудованием в течение 5% времени — все прочее продано. Вывод прост: ничего Америка никуда не поставит, все поставки осуществляются компаниями, которые выкупили работу оборудования заводов. И уж куда они будут поставлять, от Америки не зависит от слова «совсем», что мы и наблюдали в декабре прошлого года.
Зима близко
Из-за морозов в Нью-Йорке и прочих городах, которые к такой погоде совершенно непривычны, расход, спрос и цена на природный газ увеличились в 14 раз.
И откуда пришел СПГ? Правильно — с Ямала, пройдя через цепочку спекулянтов и посредников. А British Petroleum, которая выкупила время работы Sabina Pass, продолжала поставки в Юго-Восточную Азию, не обращая внимания на лязгающих зубами от холода жителей США.
Почему? Да потому, что любой аванс — это «замороженные» деньги, и «размораживает» их ВР, подписывая долгосрочные контракты с конечными потребителями, которые тоже предусматривают авансовые платежи. И у ВР не было желания нарываться на штрафы от японских, южнокорейских, китайских компаний. Вот такая проза жизни: Америка не способна решить собственные проблемы, а кто-то ведет речь о том, что она сможет конкурировать с «Газпромом» в Европе.
На Европейском континенте в феврале-марте этого года тоже стояли аномальные морозы, цены на СПГ сравнялись с ценами в Юго-Восточной Азии, но объем поставок из США составил 0.00. А «Газпром» за 14 дней морозов установил ДЕСЯТЬ рекордов по объемам суточных поставок, да еще и цены при этом увеличивать не стал — наш газовый гигант работает по долгосрочным контрактам.
Еще раз вспомните эти факты и попробуйте без улыбки читать слова противников проекта СП-2 о том, что это «политический проект», о том, что «Америка поставит взамен».
Простая арифметика
И еще немного информации об особенностях газового рынка в США. Чтобы поставить газ на Sabina Pass, компания, выкупившая аренду производственных мощностей, должна начать с покупки газа. В Соединенных Штатах торговля осуществляется исключительно по ценам газовой биржи Hanry Hub, стоимость использования трубопроводов, по которым газ добирается до Sabina Pass, фиксирована — 15% от биржевой цены.
Алгоритм для газового бизнесмена, который намерен торговать американским СПГ в Европе, выглядит так:
Оплати аренду оборудования по сжижению;
Оплати биржевую цену газа;
Оплати его перекачку на завод;
Оплати хранение уже сжиженного газа в криогенных емкостях на заводе;
Оплати перекачку СПГ на судно;
Оплати фрахт при доставке СПГ до конечного потребителя;
Не забудь, что ты бизнесмен и тебе нужна прибыль: «приклей» к конечной цене свою маржу,
Еще раз спроси у немцев, зачем им нужен СП-2;
Удивись.
Разница с ценами, которые предлагает «Газпром», составляет около 50% — именно поэтому глава концерна Алексей Миллер, когда его спрашивают о перспективах американского газа на европейском рынке, сохраняет поистине олимпийское спокойствие.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль